18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Кадр из фильма Владимира Меньшова «Ширли-Мырли». Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр из фильма Владимира Меньшова «Ширли-Мырли».
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

Историк кино, заведующий отделом кинопрограмм в Государственной Третьяковской галерее Максим Павлов обнаружил, что кинокарьера скульптуры «Персей и Пегас с головой Медузы», снявшейся во множестве советских фильмов, гораздо длиннее, чем мы привыкли думать.

Среди любителей кинематографа считается, что самым ранним фильмом в списке «ролей» этой скульптуры, которую называют одним из талисманов киностудии «Мосфильм», блиставшей в «Бриллиантовой руке» и «Служебном романе», является «Секретная миссия» Михаила Ромма 1950 года. Однако Максим Павлов нашел скульптуру в дореволюционной картине, снятой на частной киностудии одного из основоположников русского кино, Александра Ханжонкова (1877–1945). Речь идет о ленте «Ты помнишь ли?..», которая вышла на экраны 25 декабря 1914 года. Главные роли в немом фильме, от которого сохранилась лишь треть, исполнили такие легендарные звезды раннего русского кино, как Вера Каралли, Иван Мозжухин и Петр Чардынин, а «Пегас» появляется в сцене в кабинете писателя Нильского.

Кадр из фильма «Ты помнишь ли?..». 1914. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кадр из фильма «Ты помнишь ли?..». 1914.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Все знатоки раннего русского кинематографа знают, что фигура мифического Пегаса имела для Александра Ханжонкова особое значение, — рассказал нашему изданию Максим Павлов. — Ведь именно это крылатое животное было эмблемой его киностудии. Теперь же очевидно, что у Ханжонкова имелась и настоящая скульп­тура Пегаса (она отличается от логотипа, на котором нет фигуры Персея). Предположения, откуда „Пегас“ появился среди реквизита „Мосфильма“, у меня были давно. Но нужны были материальные подтверждения, ведь много антиквариата на киностудии оказалось после революции или после Второй мировой войны. Теперь же нет никаких сомнений: лошадка была национализирована вместе с ханжонковской студией, которая располагалась на улице Житная. Именно в этом здании в 20-е годы прошлого века начала работать и Первая фабрика Госкино, в дальнейшем ставшая самой известной советской киностудией, так что первоначально статую даже не потребовалось куда-либо перевозить. Мне кажется, с такой историей, которая восходит к самым началам кинобизнеса в стране, „Пегас“ теперь совершенно безусловно символ нашего кинематографа. Он идеальным образом иллюстрирует всю причудливую историю российского, советского и снова российского кино».

Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Автором «Пегаса» впервые серьезно заинтересовался, судя по всему, историк и краевед Михаил Кальницкий в своем блоге в «Живом журнале» в 2010 году. Сравнивая изображения с каталогами разных аукционов и аукциончиков, он определил, что патинированная бронзовая композиция «Персей и Пегас с головой Медузы» («Рождение Пегаса») является работой французского скульптора Андре Эмиля Луи Пико (1833–1915), созданной в 1888 году и выставленной на Салоне того же года (голова Медузы свисает с пояса Персея).

Пико был одним из первых скульпторов, кто вышел на рынок тиражной продукции для покупателей со средним достатком. Его «Пегас» 1888 года имел лимитированный тираж в 800 штук, однако в последующие годы количество экземпляров возросло.

Кадр из фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр из фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Прижизненные скульп­туры неплохо котируются на антикварном рынке: в 2016 году метровый вариант ушел на Christie’s за £12,5 тыс., а 50-сантиметровую скульптуру сейчас можно приобрести в одном из западных онлайн-магазинов за $7 тыс. На рынке встречаются и 75-сантиметровые варианты.

Вставший на дыбы «Пегас» пользовался невероятной популярностью и очень часто копировался, особенно после того, как его экземпляры попали в США. Поздние реплики можно прямо сейчас приобрести на eBay и Amazon за $700–1500. Они есть даже на AliExpress — вот уж точно свидетельство невероятной общемировой популярности среди массового потребителя! Встречаются повторения «Пегаса» в виде оснований для ламп, а также в фарфоре.

По мнению Максима Павлова, история с «Пегасом» может получить дальнейшее уточнение при изучении других лент, снятых как Александром Ханжонковым, так и позже на московской студии, а также бумажных архивов.

Копия «Пегаса» в виде лампы, продающаяся на платформе eBay. Фото: eBay
Копия «Пегаса» в виде лампы, продающаяся на платформе eBay.
Фото: eBay

Наше издание связалось с киностудией «Мосфильм» и задало вопрос о текущем статусе «Пегаса». Оказалось, что сегодня скульп­тура не только не выдается на киносъемки, но даже не экспонируется ни в Музее «Мосфильма», ни в его Доме костюма и реквизита. «Поскольку предмет активно использовался в различных съемках, его текущее состояние сейчас неудовлетворительно и требует особого внимания. Скульптура ожидает дорогостоящей реставрации», — уточнили на студии.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+