Историк кино, заведующий отделом кинопрограмм в Государственной Третьяковской галерее Максим Павлов обнаружил, что кинокарьера скульптуры «Персей и Пегас с головой Медузы», снявшейся во множестве советских фильмов, гораздо длиннее, чем мы привыкли думать.
Среди любителей кинематографа считается, что самым ранним фильмом в списке «ролей» этой скульптуры, которую называют одним из талисманов киностудии «Мосфильм», блиставшей в «Бриллиантовой руке» и «Служебном романе», является «Секретная миссия» Михаила Ромма 1950 года. Однако Максим Павлов нашел скульптуру в дореволюционной картине, снятой на частной киностудии одного из основоположников русского кино, Александра Ханжонкова (1877–1945). Речь идет о ленте «Ты помнишь ли?..», которая вышла на экраны 25 декабря 1914 года. Главные роли в немом фильме, от которого сохранилась лишь треть, исполнили такие легендарные звезды раннего русского кино, как Вера Каралли, Иван Мозжухин и Петр Чардынин, а «Пегас» появляется в сцене в кабинете писателя Нильского.
«Все знатоки раннего русского кинематографа знают, что фигура мифического Пегаса имела для Александра Ханжонкова особое значение, — рассказал нашему изданию Максим Павлов. — Ведь именно это крылатое животное было эмблемой его киностудии. Теперь же очевидно, что у Ханжонкова имелась и настоящая скульптура Пегаса (она отличается от логотипа, на котором нет фигуры Персея). Предположения, откуда „Пегас“ появился среди реквизита „Мосфильма“, у меня были давно. Но нужны были материальные подтверждения, ведь много антиквариата на киностудии оказалось после революции или после Второй мировой войны. Теперь же нет никаких сомнений: лошадка была национализирована вместе с ханжонковской студией, которая располагалась на улице Житная. Именно в этом здании в 20-е годы прошлого века начала работать и Первая фабрика Госкино, в дальнейшем ставшая самой известной советской киностудией, так что первоначально статую даже не потребовалось куда-либо перевозить. Мне кажется, с такой историей, которая восходит к самым началам кинобизнеса в стране, „Пегас“ теперь совершенно безусловно символ нашего кинематографа. Он идеальным образом иллюстрирует всю причудливую историю российского, советского и снова российского кино».
Автором «Пегаса» впервые серьезно заинтересовался, судя по всему, историк и краевед Михаил Кальницкий в своем блоге в «Живом журнале» в 2010 году. Сравнивая изображения с каталогами разных аукционов и аукциончиков, он определил, что патинированная бронзовая композиция «Персей и Пегас с головой Медузы» («Рождение Пегаса») является работой французского скульптора Андре Эмиля Луи Пико (1833–1915), созданной в 1888 году и выставленной на Салоне того же года (голова Медузы свисает с пояса Персея).
Пико был одним из первых скульпторов, кто вышел на рынок тиражной продукции для покупателей со средним достатком. Его «Пегас» 1888 года имел лимитированный тираж в 800 штук, однако в последующие годы количество экземпляров возросло.
Прижизненные скульптуры неплохо котируются на антикварном рынке: в 2016 году метровый вариант ушел на Christie’s за £12,5 тыс., а 50-сантиметровую скульптуру сейчас можно приобрести в одном из западных онлайн-магазинов за $7 тыс. На рынке встречаются и 75-сантиметровые варианты.
Вставший на дыбы «Пегас» пользовался невероятной популярностью и очень часто копировался, особенно после того, как его экземпляры попали в США. Поздние реплики можно прямо сейчас приобрести на eBay и Amazon за $700–1500. Они есть даже на AliExpress — вот уж точно свидетельство невероятной общемировой популярности среди массового потребителя! Встречаются повторения «Пегаса» в виде оснований для ламп, а также в фарфоре.
По мнению Максима Павлова, история с «Пегасом» может получить дальнейшее уточнение при изучении других лент, снятых как Александром Ханжонковым, так и позже на московской студии, а также бумажных архивов.
Наше издание связалось с киностудией «Мосфильм» и задало вопрос о текущем статусе «Пегаса». Оказалось, что сегодня скульптура не только не выдается на киносъемки, но даже не экспонируется ни в Музее «Мосфильма», ни в его Доме костюма и реквизита. «Поскольку предмет активно использовался в различных съемках, его текущее состояние сейчас неудовлетворительно и требует особого внимания. Скульптура ожидает дорогостоящей реставрации», — уточнили на студии.