18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы оценивают ущерб от пожара на острове Пасхи

Древние статуи моаи на острове Пасхи. Фото: Alamy/Legion Media
Древние статуи моаи на острове Пасхи.
Фото: Alamy/Legion Media

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО с почти тысячей древних каменных статуй закрыли для посещения. Мэр острова считает, что причиной пожара мог стать умышленный поджог

Пожар на тихоокеанском острове Пасхи, возникший, возможно, в результате поджога, нанес необратимый урон древним статуям моаи, усеивающим территорию внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО природного заповедника «Рапа-Нуи» у подножия вулкана Рано-Рараку. Часть острова пришлось закрыть для туристов, которых привлекают туда головы каменных исполинов (прославленных, как минимум среди читающей публики в СССР, норвежским путешественником и писателем Туром Хейердалом. — TANR).

Выступая на местной радиостанции Radio Pauta, мэр острова Педро Эдмундс Паоа рассказал, что пожар начался около вулкана Рано-Рараку и, вероятно, возник в результате поджога.

«Огонь нанес скульптурам необратимый урон», — заявил он.

Арики Тепано, глава коренной общины Мау-Энуа, в ведении которой находится национальный парк «Рапа-Нуи», также назвал урон «непоправимым» и предупредил, что его «последствия будут гораздо более длительными и серьезными, чем может показаться». Это подтверждает и заместитель министра культурного наследия Чили Каролина Перес Даттари.

Пока что неизвестно, сколько именно из почти тысячи статуй, разбросанных по территории в 60 га, затронул пожар, начавшийся 4 октября и бушевавший почти сутки. Муниципалитет Рапа-Нуи сообщил в социальных сетях, что часть острова, где находятся каменные головы, закрыли для посещения, чтобы дать возможность реставраторам оценить ущерб.

Одна из поврежденных статуй. Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales
Одна из поврежденных статуй.
Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales

Каменные головы, высота многих из которых достигает 4 м (а самой крупной — более 10 м), создали рапануйцы, коренные жители острова Пасхи, между 1250 и 1500 годами. Скульптуры вырублены из базальта и туфа — пород, представляющих собой уплотнившийся вулканический пепел. Они расставлены по периметру острова и повернуты лицом к суше, каждая группа смотрит на территорию своего племени. Почти у всех моави голова составляет значительную часть статуи; современные археологи полагают, что для рапануйцев они были «живыми лицами» (аринга ора) обожествленных предков, воплощением их духов.

Полинезийские племена населяли остров Пасхи многие столетия, а в 1888 году его аннексировало государство Чили. Остров находится в 3,5 тыс. км от тихоокеанского побережья материковой части страны. Европейцы впервые побывали здесь в 1722 году, когда на остров высадился экипаж корабля голландского путешественника Якоба Роггевена. Это случилось в пасхальное воскресенье, что и дало европейское название острову. В последующее столетие многие статуи моаи опрокинули. Неизвестно, произошло ли это в ходе столкновений с европейцами или в результате конфликтов между коренным населением.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+