18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Реставраторы оценивают ущерб от пожара на острове Пасхи

Древние статуи моаи на острове Пасхи. Фото: Alamy/Legion Media
Древние статуи моаи на острове Пасхи.
Фото: Alamy/Legion Media

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО с почти тысячей древних каменных статуй закрыли для посещения. Мэр острова считает, что причиной пожара мог стать умышленный поджог

Пожар на тихоокеанском острове Пасхи, возникший, возможно, в результате поджога, нанес необратимый урон древним статуям моаи, усеивающим территорию внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО природного заповедника «Рапа-Нуи» у подножия вулкана Рано-Рараку. Часть острова пришлось закрыть для туристов, которых привлекают туда головы каменных исполинов (прославленных, как минимум среди читающей публики в СССР, норвежским путешественником и писателем Туром Хейердалом. — TANR).

Выступая на местной радиостанции Radio Pauta, мэр острова Педро Эдмундс Паоа рассказал, что пожар начался около вулкана Рано-Рараку и, вероятно, возник в результате поджога.

«Огонь нанес скульптурам необратимый урон», — заявил он.

Арики Тепано, глава коренной общины Мау-Энуа, в ведении которой находится национальный парк «Рапа-Нуи», также назвал урон «непоправимым» и предупредил, что его «последствия будут гораздо более длительными и серьезными, чем может показаться». Это подтверждает и заместитель министра культурного наследия Чили Каролина Перес Даттари.

Пока что неизвестно, сколько именно из почти тысячи статуй, разбросанных по территории в 60 га, затронул пожар, начавшийся 4 октября и бушевавший почти сутки. Муниципалитет Рапа-Нуи сообщил в социальных сетях, что часть острова, где находятся каменные головы, закрыли для посещения, чтобы дать возможность реставраторам оценить ущерб.

Одна из поврежденных статуй. Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales
Одна из поврежденных статуй.
Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales

Каменные головы, высота многих из которых достигает 4 м (а самой крупной — более 10 м), создали рапануйцы, коренные жители острова Пасхи, между 1250 и 1500 годами. Скульптуры вырублены из базальта и туфа — пород, представляющих собой уплотнившийся вулканический пепел. Они расставлены по периметру острова и повернуты лицом к суше, каждая группа смотрит на территорию своего племени. Почти у всех моави голова составляет значительную часть статуи; современные археологи полагают, что для рапануйцев они были «живыми лицами» (аринга ора) обожествленных предков, воплощением их духов.

Полинезийские племена населяли остров Пасхи многие столетия, а в 1888 году его аннексировало государство Чили. Остров находится в 3,5 тыс. км от тихоокеанского побережья материковой части страны. Европейцы впервые побывали здесь в 1722 году, когда на остров высадился экипаж корабля голландского путешественника Якоба Роггевена. Это случилось в пасхальное воскресенье, что и дало европейское название острову. В последующее столетие многие статуи моаи опрокинули. Неизвестно, произошло ли это в ходе столкновений с европейцами или в результате конфликтов между коренным населением.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+