18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Музее изящных искусств Руана показывают выставку, созданную на основе текста Андре Бретона

Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона. Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
Иллюстрация к книге «Надя» Андре Бретона.
Фото: Centre Pompidou/Musée national d'art moderne/Centre de création industrielle
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Сюрреалистический текст «Надя», изданный в 1928 году, стал отправной точкой для большой выставки, развивающей образы Андре Бретона и иллюстрирующей их работами его друзей и современников

«Надя» — так Андре Бретон называл Леону Делькур, странную молодую женщину, с которой у него был короткий роман. И так же, Nadja, от русского слова «надежда», назвал книгу, текст которой начинается фразой «Кто я есмь?» и завершается знаменитым высказыванием «Красота будет конвульсивной, или ее не будет вовсе». Эта повесть, написанная в 1927-м и опубликованная в 1928 году, является образцом сюрреалистического повествовательного жанра и одновременно теоретической декларацией. Она дает определение сюрреалистической «красоты» как вечно изменчивой, всегда грядущей и связанной с подсознательными импульсами. Книга стала важнейшей частью как истории литературы, как и истории искусства.

В том виде, как ее задумал автор, «Надя» усеяна изображениями, их четыре десятка, и они, по утверждению Бретона, отвечают «антилитературной» цели, цели «устранения любого описания». Это репродукции предшественников и современников поэта, работ Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста и даже Паоло Уччелло, фотографий Ман Рэя (он сделал фотоколлаж глаз Леоны, которые как будто могли менять форму), изображения странных предметов (пара бронзовых перчаток писательницы Лизы Деарм, математические инструменты), первобытное искусство (статуэтка моаи с острова Пасхи, воспроизведенная в книге, хранится теперь в парижском Музее на набережной Бранли). Выставка выстраивает все эти образы в общую линию и предлагает посетителю совершить прогулку по вселенной Нади и, в более широком смысле, сюрреализма.

Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923. Фото: Tate
Макс Эрнст. «Мужчины не должны знать об этом». 1923.
Фото: Tate

Таким образом, как объявляют кураторы проекта, воплощается исходный замысел автора: разнообразный набор картин, скульптур, рисунков, документов, объектов, фотографий, каждая иллюстрация книги дают толчок к размышлениям и позволяют выделить великих героев сюрреализма — среди них поэты, писатели и журналисты, такие как Луи Арагон, Робер Деснос, Поль Элюар, художники, включая Ман Рэя, Ива Танги, Макса Эрнста, а также основные темы этого художественного движения: сон, бессознательное, найденный объект, объективная случайность, встреча, Париж, кажущаяся странность древнего или незападного искусства, — и этапы его истории, от первого манифеста сюрреализма до 1940 года.

А Леона Делькур, как скупо напишет позже Андре Бретон, «оказалась сумасшедшей» и умерла в психиатрической лечебнице в возрасте 38 лет.

Музей изящных искусств Руана
«Надя, сюрреалистический маршрут»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+