18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину из Национальной галереи в Вашингтоне разжаловали из Вермееров

«Улыбающаяся девушка». Около 1925. Фрагмент. До недавнего времени считалось, что эта работа является подлинником Вермеера. Фото: Andrew W. Mellon Collection
«Улыбающаяся девушка». Около 1925. Фрагмент. До недавнего времени считалось, что эта работа является подлинником Вермеера.
Фото: Andrew W. Mellon Collection

Смена атрибуции стала результатом исследования шести картин из коллекции музея, в тот или иной момент считавшихся произведениями нидерландского мастера

Картина из собрания Национальной художественной галереи в Вашингтоне, которая раньше приписывалась Яну Вермееру, оказалась либо ошибкой атрибуции, либо подделкой. Новое исследование выявило, что «Девушка с флейтой» не принадлежит кисти нидерландского мастера, хотя и была, вероятно, создана в его мастерской. Картину передали в дар музею как подлинник Вермеера в 1942 году.

Смена атрибуции стала результатом обстоятельного исследования шести произведений из коллекции музея, которые в разное время считались работами Вермеера. Теперь подлинность трех из них установлена с полной уверенностью. Это «Женщина, держащая весы» (около 1664), «Дама, пишущая письмо» (около 1665) и «Женщина в красной шляпе» (около 1669). Еще две уже давно признаны подделками. «Девушку с флейтой» теперь приписывают не самому Вермееру, а его мастерской.

Все шесть работ вошли в экспозицию «Тайны Вермеера» в вашингтонской Национальной художественной галерее (до 8 января 2023 года), рассказывающую об итогах исследования. На выставке можно увидеть «закулисную» сторону работы кураторов, реставраторов и ученых, которые обследовали картины, чтобы понять, «что делает Вермеера Вермеером».

Результаты их работы будут иметь важные искусствоведческие последствия, поскольку ставят под сомнение некоторые сформировавшиеся представления о творчестве Вермеера. Как объясняет представитель музея, «из-под этих гладких поверхностей пробивается совсем другой образ — импульсивного, даже нетерпеливого художника».

Ян Вермеер. «Дама, пишущая письмо». Около 1665. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Ян Вермеер. «Дама, пишущая письмо». Около 1665. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

До сих пор Яна Вермеера считали одиноким гением. До нас не дошло никаких документов, дающих основания полагать, что он имел мастерскую или пользовался помощью ассистентов. Из-за этого сложилось представление о том, что художник работал один, кропотливо создавая свои картины, которых насчитывается всего три с половиной десятка.

Но междисциплинарный анализ «Девушки с флейтой» показал, что художник, вероятно, все-таки держал собственную мастерскую в Делфте, по крайней мере в поздний период творчества (исследователи пришли к выводу, что картина была создана между 1669-м и 1675-м, годом его смерти).

Так кто же на самом деле написал «Девушку с флейтой»? Вероятнее всего, это был ученик или ассистент Вермеера, хотя Марджори Висман, возглавляющая в музее отдел живописи Северной Европы, считает, что автором мог быть и кто-то из родственников художника. Если это так, то им была, скорее всего, его старшая дочь Мария, родившаяся около 1654 года, которой на момент создания картины было от 15 до 21 года.

Стилистически «Девушка с флейтой» уступает полотнам Вермеера в качестве и точности, из-за чего некоторые специалисты в последние десятилетия оспаривали ее атрибуцию. Однако ее поддерживали другие авторитетные кураторы, в том числе Уолтер Литдке из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. А Артур Уилрок, бывший куратор Национальной художественной галереи, первоначально не считал картину подлинником Вермеера, но несколько лет назад изменил мнение.

«Девушка с флейтой», обнаруженная в частной коллекции в 1906 году, по всей вероятности, не является умышленной подделкой под Вермеера. Скорее всего, ее создатель просто был близок к художнику, которому ошибочно атрибутировали эту работу уже в ХХ веке.

Висман и ее коллеги считают, что автор картины был знаком с материалами и техниками Вермеера, но не полностью владел ими. Пигменты в верхних слоях красочного слоя смолоты грубо, что делает поверхность шероховатой. Сам Вермеер использовал грубые краски для нижних слоев, а верхние писал тонко смолотыми пигментами, чтобы поверхность картины была гладкой. Необъяснимым образом автор «Девушки с флейтой» ошибся и сделал ровно наоборот.

«Девушка с флейтой», которую теперь приписывают не самому Вермееру, а его мастерской. Фото: Widener Collection
«Девушка с флейтой», которую теперь приписывают не самому Вермееру, а его мастерской.
Фото: Widener Collection

Вермеер добавлял тонкие зеленые тени, аккуратно подбирая оттенки и тщательно растушевывая краски. Тени на «Девушке с флейтой» написаны заметно грубее и лежат пятнами под носом и на подбородке.

Тем не менее обнаруженное сходство в технике и использованных пигментах заставляет предположить, что автор был хорошо знаком с методом работы Вермеера. Висман рассказала The Art Newspaper, что «Девушка с флейтой» явно создана под влиянием «Женщины в красной шляпе» Вермеера (или другой, утраченной картины с похожей композицией), но сам он «не принимал непосредственного участия» в создании первой из названных работ.

Между изображенными на этих двух картинах женщинами есть несомненное визуальное сходство, и весьма вероятно, что их писали с одной и той же натурщицы. У обеих героинь тонкое вытянутое лицо, темно-карие глаза, смотрящие прямо на зрителя, и приоткрытый рот. Личность модели по-прежнему остается загадкой.

Однако ни «Девушка с флейтой», ни «Женщина в красной шляпе» не являются портретом в полном смысле этого слова. Это так называемые трони — портретные этюды, написанные с натуры, в которых художника интересует в первую очередь выражение лица или костюм модели.

«Женщину в красной шляпе» из коллекции Национальной галереи тоже подробно изучили. Ее атрибуция Вермееру полностью подтвердилась, но и здесь не обошлось без сюрпризов — на этот раз в том, что касается стиля и датировки. Яркие цвета и уверенная манера, в которой написана «Женщина в красной шляпе», убедили исследователей в том, что она была создана в поздний период творчества Вермеера. Раньше ее датировали 1666–1667 годом, но теперь датировку сдвинули на 1669 год, за шесть лет до смерти художника.

«Женщина в красной шляпе» была написана в поворотный период карьеры Вермеера, когда он экспериментировал с новыми техниками. Он начал работу над ней с широких мазков, которые послужили основой для характерного гладкого верхнего слоя краски.

Анализ также подтвердил, что «Женщина в красной шляпе» написана поверх незаконченного портрета мужчины. На записанной картине изображен длинноволосый человек в черной широкополой шляпе, белом воротнике и объемном плаще. Это типичный для середины XVII века наряд, не позволяющий определить профессию модели, так что установить его личность будет непросто.

Специалисты изучают «Девушку в красной шляпе». Фото: National Gallery of Art
Специалисты изучают «Девушку в красной шляпе».
Фото: National Gallery of Art

При подготовке к выставке тщательно обследовали и два самых знаменитых полотна Вермеера из собрания Национальной галереи. Художник начал работу над «Женщиной, держащей весы» с монохромного наброска, сделанного наспех широкими мазками. Искусно нанесенный верхний слой краски выполнен совсем в другой технике.

«Дама, пишущая письмо» демонстрирует масштабы перфекционизма Вермеера. К примеру, на рукаве ее жакета использованы целых четыре желтых пигмента. Кроме того, художник вносил изменения в мельчайшие детали композиции. Так, он изменил угол, под которым женщина держит в руке перо, чтобы создавалось впечатление, что она пишет.

В экспозицию включены и две подделки, созданные в ХХ веке, — «Кружевница» и «Улыбающаяся девушка», в 1937 году вошедшие в коллекцию музея по завещанию Эндрю Меллона как подлинники Вермеера. Обе они появились на рынке в середине 1920-х и вызвали сенсацию, поскольку как раз в тот период Вермеера заново открывали и чествовали как незаслуженно забытого гения. В пылу «вермееровской лихорадки» искусствоведы и арт-дилеры некритически относились к новым находкам. Теперь считается, что обе подделки создал Теодорус ван Вейнгарден — нидерландский реставратор, известный тем, что покупал дешевые картины и «исправлял» их для перепродажи. Он также был подельником знаменитого изготовителя подделок под Вермеера Хана ван Мегерена.

После выставки в Национальной галерее три подлинника и «Девушка с флейтой» отправятся на большую ретроспективу в амстердамский Рейксмузеум (10 февраля — 4 июня 2023 года), которая обещает стать самой большой выставкой Вермеера в истории.

Национальная художественная галерея, Вашингтон
«Тайны Вермеера»
До 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+