Дэмиен Хёрст, Бэнкси, рэпер Скепта — Sotheby’s уже некоторое время прощупывает почву на первичном рынке, продавая работы из мастерских художников. Теперь аукционный дом сделал еще один шаг в этом направлении, запустив новый канал продаж для художников и их галерей.
Запуск новой категории Artist’s Choice состоялся 30 сентября в рамках торгов Contemporary Curated в Нью-Йорке. Пробным шаром стали шесть лотов из мастерских таких художников, как Кевин Бисли, Ацуси Кага, Александр Ленуар, Катерина Ольшбаур. Были проданы все, и все с превышением эстимейта, более или менее значительным. Самыми высокими стали цены на работу Вогна Спэна «Ночная испарина» с буквой «Х» в синих тонах ($327,6 тыс. при эстимейте $80–120 тыс.) и Ацуси Кага «Жизнь котенка с коричневыми ушками», на которой зверушки медитируют вокруг таблички с надписью «Конец» ($201,6 тыс. при эстимейте $30–40 тыс.).
Но не вызовет ли это новую волну возмущения в среде дилеров? В конце концов, первичный рынок на протяжении столетий был их вотчиной. Ноа Горовиц, возглавляющий в Sotheby’s международный отдел галерей и арт-дилеров и стоящий за Artist’s Choice, так не думает. «Важной частью этой концепции было намерение создать формат, выигрышный как для художников и их галерей, так и для Sotheby’s и наших коллекционеров», — говорит он. Все семь работ на первых торгах, по его словам, «художники выставили совместно со своими галереями» — но при этом Sotheby’s не распространяется о том, как будет делиться выручка. Формат рассчитан главным образом на галереи средней руки, а не на мегагалереи, которые регулярно выставляют лоты и играют на аукционном рынке. В число представленных в этот раз галерей вошли Mothers Tankstation, Casey Kaplan и Jeffrey Deitch.
Одна из главных претензий, предъявляемых ко вторичному рынку и, в частности, к аукционам, заключается в том, что художники получают очень мало или вовсе ничего с перепродажи их произведений, которые иногда уходят по космическим ценам неестественно быстро после первоначальной покупки. Горовиц уверен, что на коммерческом уровне этот новый формат «помогает художникам, замечающим бурный рост на вторичном рынке своих работ, получить выгоду, которую может дать только аукцион». Он добавляет: «В галерее вещи продаются по фиксированной цене, а торги позволяют значительно увеличить ее благодаря повышению ставок. Думаю, художникам и галереям должно показаться привлекательным, что мы возвращаем им этот потенциал».
И напротив, если коммерческий успех художника менее заметен, цены на его первичном рынке могут быть значительно выше аукционных. В таких случаях, как отмечает Горовиц, новые покупатели «часто ориентируются на аукционные рекорды, когда делают приобретения на первичном рынке». Задача Artist’s Choice заключается в том, чтобы добиться определенного ценового паритета. «Если все получится, он будет способствовать формированию более сбалансированного рынка художника», — уверен он. По его словам, дилеры смогут направлять на аукционы покупателей, стоящих в их списках ожидания на определенных художников, где очередь может растягиваться на месяцы и даже на годы.
Горовиц также отмечает, что новый формат позволит художникам лучше контролировать их рынок, поскольку они сами будут выбирать, какие работы окажутся на торгах. «У многих художников и галерей случалось, что через систему аукционов проходили вещи, которыми они были довольны не на 100%, — рассказывает он. — Речь даже не об обстоятельствах, приведших эти лоты на торги. Они не всегда удовлетворены качеством работы или тем, какую часть их творческого пути представляет та или иная вещь. А эта модель как бы говорит им: „Если вы хотите взять это под свой контроль, то вот вам способ“».
Помимо коммерческих преимуществ, одна из самых привлекательных сторон этой новой инициативы заключается в том, что 15% итоговой цены работы, совместно выплачиваемые художником или галереей и Sotheby’s, будут направляться в благотворительную организацию или институцию по выбору художника. В последние годы галереи начали осознавать, что пожертвования в благотворительные организации, с которыми связаны художники, помогают привлечь их в свой пул. «Сегодня художники как никогда серьезно вовлечены в самые разные инициативы», — объясняет Горовиц. Однако в случае Sotheby’s бенефициарами нового формата могут стать не только некоммерческие организации, хотя Горовиц отмечает, что «предпочтительно, чтобы это было так».
Одним из бенефициаров первых торгов станет строящаяся школа «Седабуда» в Гане, основанная художником Тоддом Греем и его женой Кюнгми Син. Грей впервые побывал в Гане в 1992 году в качестве коммерческого фотографа, приехав туда снимать обложку для альбома Стиви Уандера. Получив грант, он нашел участок площадью 1,2 га рядом с рыбацкой деревней и в 2006 году вместе с 15 местными жителями начал строить на нем глинобитный дом. Сегодня это место уединения, где можно, как рассказал Грей изданию Musée Magazine, «читать, думать и жить в ритме природы». Строительство школы началось в 2017 году и все еще не завершено. Грей и David Lewis Gallery выставят на аукцион печатную работу «Атлантика» («Новые будущие») с эстимейтом $30–40 тыс.
Кевин Бисли, который выставит работу в смешанной технике под названием «Красное банановое дерево» («Форстолл») (эстимейт $40–60 тыс.), собирается пожертвовать 15% Центру искусств L9, основанному в 2017 году фотографами из Нового Орлеана Китом Калхуном и Чандрой Маккормик.
Не так давно Бисли реализовал собственный проект в Луизиане. Вместо того чтобы создавать произведение искусства для биеннале Prospect New Orleans 2021 года, он купил заросший участок земли в Нижнем 9-м районе города, заброшенный со времен урагана «Катрина» 2005 года, расчистил его и высадил там сад. Как рассказал художник газете New York Times, на данный момент сад служит «местом, где можно получить бесплатный доступ в интернет и отдохнуть, а со временем можно будет и поесть овощей с грядок и фруктов с цитрусовых деревьев».
Художники могут направить свои 15% не только на благотворительные инициативы, но и на финансирование собственных проектов. «Художники и галереи несут очень большие расходы на участие в биеннале и выставках. Artist’s Choice может помочь им получить деньги на эти цели», — поясняет Горовиц.
Ноа Горовиц, прежде руководивший ярмаркой Art Basel в обеих Америках, рассказывает, что за эти годы ему очень часто доводилось обсуждать с дилерами трудности, с которыми им приходится сталкиваться, в особенности когда речь идет о средних и маленьких галереях.
«Это может быть финансирование каталога выставки или расходы на создание новых произведений искусства; они вынуждены либо покрывать их из собственного кармана, либо обращаться к постоянным покупателям галереи за финансовой поддержкой, и в таком случае зачастую приходится давать определенные обещания в отношении будущих работ. Так работает система, но все может усложняться». Новая инициатива призвана помочь преодолеть некоторые из этих трудностей. «В конечном итоге главная задача — понять, как поддержать художников и их галереи», — говорит Горовиц.