18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из мастерской художника — прямиком на Sotheby’s

Ацуси Кага. «Жизнь котенка с коричневыми ушами». Фрагмент. Фото: Sotheby's
Ацуси Кага. «Жизнь котенка с коричневыми ушами». Фрагмент.
Фото: Sotheby's
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Аукционный дом теперь выставляет на торги работы напрямую от художников. Но не возмутит ли это дилеров? Ведь первичный рынок на протяжении столетий был именно их вотчиной

Дэмиен Хёрст, Бэнкси, рэпер Скепта — Sotheby’s уже некоторое время прощупывает почву на первичном рынке, продавая работы из мастерских художников. Теперь аукционный дом сделал еще один шаг в этом направлении, запустив новый канал продаж для художников и их галерей.

Запуск новой категории Artist’s Choice состоялся 30 сентября в рамках торгов Contemporary Curated в Нью-Йорке. Пробным шаром стали шесть лотов из мастерских таких художников, как Кевин Бисли, Ацуси Кага, Александр Ленуар, Катерина Ольшбаур. Были проданы все, и все с превышением эстимейта, более или менее значительным. Самыми высокими стали цены на работу Вогна Спэна «Ночная испарина» с буквой «Х» в синих тонах ($327,6 тыс. при эстимейте $80–120 тыс.) и Ацуси Кага «Жизнь котенка с коричневыми ушками», на которой зверушки медитируют вокруг таблички с надписью «Конец» ($201,6 тыс. при эстимейте $30–40 тыс.).

Но не вызовет ли это новую волну возмущения в среде дилеров? В конце концов, первичный рынок на протяжении столетий был их вотчиной. Ноа Горовиц, возглавляющий в Sotheby’s международный отдел галерей и арт-дилеров и стоящий за Artist’s Choice, так не думает. «Важной частью этой концепции было намерение создать формат, выигрышный как для художников и их галерей, так и для Sotheby’s и наших коллекционеров», — говорит он. Все семь работ на первых торгах, по его словам, «художники выставили сов­местно со своими галереями» — но при этом Sotheby’s не распространяется о том, как будет делиться выручка. Формат рассчитан главным образом на галереи средней руки, а не на мегагалереи, которые регулярно выставляют лоты и играют на аукционном рынке. В число представленных в этот раз галерей вошли Mothers Tankstation, Casey Kaplan и Jeffrey Deitch.

Катерина Ольшбаур. «Ослепляющий свет». 2022. Фото: Sotheby's
Катерина Ольшбаур. «Ослепляющий свет». 2022.
Фото: Sotheby's

Одна из главных претензий, предъявляемых ко вторичному рынку и, в частности, к аукционам, заключается в том, что художники получают очень мало или вовсе ничего с перепродажи их произведений, которые иногда уходят по космическим ценам неестественно быстро после первоначальной покупки. Горовиц уверен, что на коммерческом уровне этот новый формат «помогает художникам, замечающим бурный рост на вторичном рынке своих работ, получить выгоду, которую может дать только аукцион». Он добавляет: «В галерее вещи продаются по фиксированной цене, а торги позволяют значительно увеличить ее благодаря повышению ставок. Думаю, художникам и галереям должно показаться привлекательным, что мы возвращаем им этот потенциал».

И напротив, если коммерческий успех художника менее заметен, цены на его первичном рынке могут быть значительно выше аукционных. В таких случаях, как отмечает Горовиц, новые покупатели «часто ориентируются на аукционные рекорды, когда делают приобретения на первичном рынке». Задача Artist’s Choice заключается в том, чтобы добиться определенного ценового паритета. «Если все получится, он будет способствовать формированию более сбалансированного рынка художника», — уверен он. По его словам, дилеры смогут направлять на аукционы покупателей, стоящих в их списках ожидания на определенных художников, где очередь может растягиваться на месяцы и даже на годы.

Горовиц также отмечает, что новый формат позволит художникам лучше контролировать их рынок, поскольку они сами будут выбирать, какие работы окажутся на торгах. «У многих художников и галерей случалось, что через систему аукционов проходили вещи, которыми они были довольны не на 100%, — рассказывает он. — Речь даже не об обстоятельствах, приведших эти лоты на торги. Они не всегда удовлетворены качеством работы или тем, какую часть их творческого пути представляет та или иная вещь. А эта модель как бы говорит им: „Если вы хотите взять это под свой контроль, то вот вам способ“».

Помимо коммерческих преимуществ, одна из самых привлекательных сторон этой новой инициативы заключается в том, что 15% итоговой цены работы, совместно выплачиваемые художником или галереей и Sotheby’s, будут направляться в благотворительную организацию или институцию по выбору художника. В последние годы галереи начали осознавать, что пожертвования в благотворительные организации, с которыми связаны художники, помогают привлечь их в свой пул. «Сегодня художники как никогда серьезно вовлечены в самые разные инициативы», — объясняет Горовиц. Однако в случае Sotheby’s бенефициарами нового формата могут стать не только некоммерческие организации, хотя Горовиц отмечает, что «предпочтительно, чтобы это было так».

Тодд Грэй. Sumptuous Memories of Plundering Kings. Фрагмент. 2021. Фото: David Lewis
Тодд Грэй. Sumptuous Memories of Plundering Kings. Фрагмент. 2021.
Фото: David Lewis

Одним из бенефициаров первых торгов станет строящаяся школа «Седабуда» в Гане, основанная художником Тоддом Греем и его женой Кюнгми Син. Грей впервые побывал в Гане в 1992 году в качестве коммерческого фотографа, приехав туда снимать обложку для альбома Стиви Уандера. Получив грант, он нашел участок площадью 1,2 га рядом с рыбацкой деревней и в 2006 году вместе с 15 местными жителями начал строить на нем глинобитный дом. Сегодня это место уединения, где можно, как рассказал Грей изданию Musée Magazine, «читать, думать и жить в ритме природы». Строительство школы началось в 2017 году и все еще не завершено. Грей и David Lewis Gallery выставят на аукцион печатную работу «Атлантика» («Новые будущие») с эстимейтом $30–40 тыс.

Кевин Бисли, который выставит работу в смешанной технике под названием «Красное банановое дерево» («Форстолл») (эстимейт $40–60 тыс.), собирается пожертвовать 15% Центру искусств L9, основанному в 2017 году фотографами из Нового Орлеана Китом Калхуном и Чандрой Маккормик.

Не так давно Бисли реализовал собственный проект в Луизиане. Вместо того чтобы создавать произведение искусства для биеннале Prospect New Orleans 2021 года, он купил заросший участок земли в Нижнем 9-м районе города, заброшенный со времен урагана «Катрина» 2005 года, расчистил его и высадил там сад. Как рассказал художник газете New York Times, на данный момент сад служит «местом, где можно получить бесплатный доступ в интернет и отдохнуть, а со временем можно будет и поесть овощей с грядок и фруктов с цитрусовых деревьев».

Кеннеди Янко. «Поджечь и согреть». 2022. Фото: Sotheby's
Кеннеди Янко. «Поджечь и согреть». 2022.
Фото: Sotheby's

Художники могут направить свои 15% не только на благотворительные инициативы, но и на финансирование собственных проектов. «Художники и галереи несут очень большие расходы на участие в биеннале и выставках. Artist’s Choice может помочь им получить деньги на эти цели», — поясняет Горовиц.

Ноа Горовиц, прежде руководивший ярмаркой Art Basel в обеих Америках, рассказывает, что за эти годы ему очень часто доводилось обсуждать с дилерами трудности, с которыми им приходится сталкиваться, в особенности когда речь идет о средних и маленьких галереях.

«Это может быть финансирование каталога выставки или расходы на создание новых произведений искусства; они вынуждены либо покрывать их из собственного кармана, либо обращаться к постоянным покупателям галереи за финансовой поддержкой, и в таком случае зачастую приходится давать определенные обещания в отношении будущих работ. Так работает система, но все может усложняться». Новая инициатива призвана помочь преодолеть некоторые из этих трудностей. «В конечном итоге главная задача — понять, как поддержать художников и их галереи», — говорит Горовиц. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+