18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рыцарские турниры за тысячу лет: от крестоносцев до реконструкторов

Миниатюра из произведения «Фрейдал», посвященного турнирам. Около 1512–1515. Фото: Wikimedia Commons
Миниатюра из произведения «Фрейдал», посвященного турнирам. Около 1512–1515.
Фото: Wikimedia Commons
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Вышел коллективный труд о традициях и эстетике рыцарских состязаний. В 15 эссе речь идет о множестве градаций в диапазоне от военизированного тренинга до великосветского ритуала — с использованием исторических эпизодов и большого иллюстративного ряда

Идея рыцаря глубоко сидит в нашем культурном воображении. «Нежный рыцарь», вечно «скачущий по земле», как в произведениях английских поэтов Джеффри Чосера и Эдмунда Спенсера, продолжает формировать наше понимание средневекового мира. Однако книга «Турниры: тысяча лет рыцарства» рассматривает этот феномен далеко за пределами романтизированного образа. Она представляет собой собрание из 15 эссе, написанных разными специалистами, — от вводной главы «От войны к зрелищам» Ричарда Барбера до «Рыцаря XXI века» Тобиаса Кэпвелла.

Несколько глав посвящены изменениям формы и функций турнира во времени. В частности, Барбер изучает его появление в виде практической подготовки к вой­не и последующее превращение во что-то более сложное, сочетающее в себе элементы спорта, повествования и светского общения.

Tournaments: A Thousand Years of Chivalry/Stefan Krause, ed. Thomas Del Mar. 278 с.: 131 цв. и 40 ч/б ил. £85. На английском языке
Tournaments: A Thousand Years of Chivalry/Stefan Krause, ed. Thomas Del Mar. 278 с.: 131 цв. и 40 ч/б ил. £85. На английском языке

Придворные турниры давали поводы для зрелищ, музыки и замысловатого искусства конного балета, как отмечает Мария-Луиза фон Плессен в главе «Танцы с лошадьми». Турниры также формировали центральный аспект аристократической идентичности, что находит отражение, например, в выразительном портрете кисти Перегрина Берти, изобразившего дворянина тюдоровской эпохи, барона Уиллоуби де Эресби. Необходимо упомянуть, что книга прекрасно иллюстрирована.

Большое удовольствие доставят описания всевозможных деталей. Например, символических тонкостей орденского пояса, или перевязи, который носили члены кастильского ордена Перевязи. Правила этого ордена стали первым в Западной Европе письменным систематизированным регламентом для турниров и поединков, как описывается в главе Ноэля Фаллоуза, и включали руководство по продуктам питания, которых следует избегать ради крепкого здоровья, особенно «грязных и подлых фруктов и овощей».

Рыцарский шлем (салад) Людовика II, короля Венгрии и Богемии. Начало XVI в. Фото: Metropolitan Museum of Art
Рыцарский шлем (салад) Людовика II, короля Венгрии и Богемии. Начало XVI в.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Для всех, кто пытался понять смысл экспонирования оружия и доспехов в музеях по всему миру, книга проливает свет на разновидности, развитие и функциональность этих предметов. Они показаны во всей своей красе, с искусным декором, подчеркивающим связь между насилием, хвастовством и средством индивидуализации.

Ностальгическое чувство наверняка вызовет рассказ Джонатана Тавареса о турнире Эглинтона, проведенном в замке Эглинтон в Шотландии в 1839 году. В то время турниры по-прежнему были связаны с представлениями о национальном характере; попытки их возрождения в виде спорта предпринимались в XIX и XX веках по всей Европе и в США. Например, эссе Николаса Баптиста о Бельгии начала XX века демонстрирует, как бургундское наследие использовалось для формирования национальной идентичности при помощи историко-тематических конкурсов и тщательно срежиссированных реконструкций турниров прошлого.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+