Мастер-классы, концерты, кинопоказы, экскурсии, лекции, лаборатории — всего более 250 событий проходило с 14 по 16 октября на 33 городских площадках Санкт-Петербурга. Участники и гости фестиваля попробовали себя в роли реставраторов, побывали в музейных мастерских, стали первыми зрителями премьерных кинопоказов.
Фестиваль — часть многофункционального социального проекта «Друзья Петербурга», который по инициативе ПАО «Газпром» реализуется с 2020 года. Проект дает возможность студентам и молодым специалистам одновременно участвовать в решении вопросов сохранения культурно-исторического наследия Петербурга и получать профессиональный опыт для развития традиций петербургской школы реставраторов.
«Правильно поставленная цель — половина успеха, — сказал на открытии фестиваля Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром». — В рамках фестиваля мы объединили ведущие культурные учреждения города для того, чтобы молодые специалисты, студенты творческих вузов имели возможность получать новый опыт, новые навыки, новые знания и вместе с нами принимать участие в решении задач по развитию нашего города, принимать участие в наших проектах». К фестивалю присоединились Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Академия художеств им. Репина, музеи-заповедники «Царское Село» и «Петергоф», Русский музей, Музей городской скульптуры, Музей Арктики и Антарктики и многие другие культурные институции города.
Одной из основных площадок фестиваля стала Петропавловская крепость. В атриуме Комендантского дома работали реставрационные мастер-классы. В выставочном зале Инженерного дома открылась выставка «Петрополис» образовательного проекта ПАО «Газпром» «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего». На аллеях Петропавловской крепости звучала аудиоинсталляция (игра на карильоне с голосом) композитора Олега Гудачева, а в Невской куртине была развернута выставка подводной археологии «Погружение в эпоху Петра Великого».
Выставка-медитация разместилась в музее-квартире Архипа Куинджи: «Сад воспоминаний» Марии Ермоленко соединил старинные семейные фотографии в общее поле родства. В Доме Радио прошел концерт хора MusicaAeterna под управлением хормейстера и дирижера Виталия Полонского, а в Академии художеств дал сольный концерт молодой пианист Илья Папоян. В день открытия фестиваля на сцене Александринского театра состоялась премьера фильма «Петр I. Последний царь и первый император». Проект реализован по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром» и АО «Газпром-Медиа Холдинг». В дни фестиваля прошли социальные показы фильма для организованных групп учащихся школ Санкт-Петербурга в мультимедийном парке «Россия — Моя история».
Одной из выставок фестиваля стала инсталляция «Петрополис», развернутая в выставочном зале Инженерного дома Петропавловской крепости. «Петрополис» — результат работы креативных лабораторий программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», входящей в проект «Друзья Петербурга». В программе участвовали студенты ведущих петербургских вузов: Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, а также Педагогического университета им. А.И.Герцена, студенты художественных и реставрационных направлений Академии художеств, Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, Реставрационного колледжа «Кировский» и других.
Под руководством менторов студенты осмысливали наследие эпохи Петра I как первого российского урбаниста, развивали его замыслы в контексте тенденций современного градостроительства. Все их идеи легли в основу дизайна выставки, созданного под началом художника и дизайнера Андрея Шелютто.
Выставка сделана в формате тотальной инсталляции, осмысливающей город как пространство памяти. Посетители проходят через несколько залов по деревянным мосткам над имитацией бушующих волн Невы, вышедшей из берегов — это одновременно отсылка и к уходящей под воду Венеции, и к поэме Пушкина «Медный всадник», и к всемирно известному черно-белому фильму Фрица Ланге «Метрополис» (1927), в котором изображен город будущего. В первом зале появляются гравюры Джованни Баттиста Пиранези, изображающие Рим, и архитектора-неоклассика Ивана Фомина с видами набережных Петербурга, городские перспективы XVIII века Фердинанда Бибиены и архитектурные детали из фондов музея истории города. Второй зал посвящен маршрутам путешествий Петра I по Европе. Композитор и импровизатор Олег Гудачев собрал коллекцию звуков из тех городов, которые проезжал Петр, и эта композиция постоянно звучит на выставке. Здесь же представлена карта Петербурга Иоганна Хомана 1716 года, когда центр города находился на Васильевском острове. Третий зал вместил все те идеи, что были наработаны участниками лабораторий программы «Великое посольство — проектирование будущего». Связь прошлого с будущим подчеркивает на выставке сочетание разных форм художественной выразительности: типографика, рисунок, старые чертежи и гравюры, суперграфика и коллажи, макеты и архитектурные элементы, приемы стрит-арта, аудио- и видеоинсталляции.
«Петрополис» соседствует с выставкой «Погружение в эпоху Петра Великого». На ней показаны предметы, поднятые со дна Балтийского моря во время археологических экспедиций Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Это первая почти всеобъемлющая презентация обнаруженного археологами-подводниками в ходе многолетних научных исследований при поддержке «Газпрома». После изучения и реставрации находки передаются в Музей истории Кронштадта.
Одним из главных событий фестиваля стали профессиональные мастер-классы по реставрации с участием ведущих специалистов петербургских музеев и реставрационных организаций. В первый день открытые занятия проходили в просторном атриуме Комендантского дома, в последующие дни они переместились непосредственно в музеи и мастерские. Записаться на мастер-классы можно было на сайте фестиваля «Друзья Петербурга».
Один из мастер-классов был посвящен реставрации искусственного мрамора. Сергей Холод занимается этим с 1984 года. Сейчас мастерская под его руководством — одна из немногих подобных в Петербурге, и работают в ней постоянно всего три мастера. Именно Сергей Холод и его коллеги восстанавливали интерьеры Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. К сожалению, ни одно профессиональное училище города не готовит такого рода специалистов. «К нам приходят подсобниками, мы обучаем людей в процессе работы, — рассказал реставратор. — И потом именно наши ученики реставрируют город».
Андрей Чугунов, профессор кафедры живописи и композиции Академии художеств, считает, что подготовка художников-реставраторов требует от преподавателей и учебных заведений куда больших усилий, чем обучение просто живописцев или скульпторов. «В отличие от свободных художников, реставраторы должны не просто хорошо знать материал, с которым работают, — говорит профессор Чугунов, — они должны понимать, как взаимодействуют разные материалы между собой и с основой — каменной, деревянной, стеклянной, на которой будет в дальнейшем жить эта работа. Ведь речь идет не только о воссоздании живописи, но и о воссоздании стиля, эпохи, в которую эта живопись родилась, — нужно изучать время, воспитывать вкус, детально знать историю».
Кафедра живописи и композиции Академии художеств предложила участникам мастер-классов попробовать себя в написании эскизов для интерьеров Зубовского флигеля в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Специалисты отдела реставрации Государственного Русского музея провели занятие по реставрации на примере восстановления деревянной золоченой рамы для картины Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Виталий Копяков, реставратор первой категории, специально для мастер-класса вырезал 200 деревянных розеток — точных копий одной из деталей рамы.
А факультет скульптуры Академии художеств предоставил возможность всем желающим восстановить утраченные фрагменты гипсовой скульптуры из собственной коллекции. Мастерская гипсовой скульптуры открылась в академии только в 2018 году, но ее учащиеся старших курсов уже имеют по несколько реставрационных паспортов, подписанных разными музеями города. Будущих реставраторов гипса учат не только преподаватели академии, но и специалисты из Эрмитажа, из ведущих реставрационных компаний Петербурга.
«Наши студенты еще в процессе обучения работают с настоящими памятниками, — рассказал Андрей Новиков, декан факультета скульптуры, руководитель персональной мастерской воссоздания гипсовой скульптуры. — Мы готовим их так, чтобы они при выпуске уже могли аттестоваться на вторую категорию».
За три дня фестиваля его мероприятия посетило более 20 тыс. петербуржцев. Организаторы планируют сделать фестиваль ежегодным.