18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше цвета: художник Даниель Бюрен преобразил вокзал в Льеже

Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

Француз Даниель Бюрен, известный в числе прочего гигантскими цветными инсталляциями на зданиях, придал новое звучание вокзалу, построенному по проекту Сантьяго Калатравы

Вокзал Льеж-Гийемен (Liège-Guillemins) — исключительная достопримечательность Бельгии. Творение архитектурного гения Сантьяго Калатравы, красавец вокзал похож на гигантского ската. Его волнообразная крыша площадью 32 тыс. кв. м опирается на 39 стальных арок, являя чудо современной инженерии и высокого строительного искусства. Здание не имеет боковых фасадов, оставаясь тем самым максимально распахнутым городу. Построенный в 2009 году вокзал обошелся в €437 млн, но в Льеже говорят, что он оправдал каждый вложенный цент: привлек туристов и радикально преобразил юго-западный район Гийемен, ранее знаменитый секс-шопами и дешевыми отелями. Сегодня здесь работают дизайнерские магазины, гастрономические лавки, рестораны и кафе, в 2015-м построили небоскреб Paradise Tour, а рядом с ним фешенебельное жилье. Очевидно, чтобы поддержать девелоперский и прочий предпринимательский «движ» и освежить память об архитектурном шедевре, бизнесмены Льежа во главе с коллекционером Стефаном Ухода (Uhoda Group — крупный европейский провайдер) придумали проект вокзального «тюнинга». Они пригласили звезду contemporary art Даниеля Бюрена создать на вокзале инсталляцию в его фирменном стиле.

Французскому художнику в этом году исполнилось 84 года. Нельзя сказать, что раньше Бюрен не был знаменит: «Венецианского льва» за лучший национальный павильон он получил еще в 1986 году. Но воистину звездного часа он дождался, перешагнув 70-летний рубеж. Его персональная выставка Monumenta в Гран-пале в 2012-м стала самой посещаемой парижской выставкой года. В 2016-м он сделал грандиозную инсталляцию «Обсерватория света» в Фонде Louis Vuitton. В 2019-м его ранняя «Живопись с неопределенными формами» (1966) ушла на Christie’s за рекордные $2,175 млн, превысив первоначальную оценку почти в два раза. В 2021-м Бюрен сделал инсталляцию на крыше Елисейского дворца, и президент Эмманюэль Макрон сказал, что эта работа «олицетворяет свободу и креативность», восторжествовавшие после отмены ковидного карантина.

«Обсерватория света» Даниеля Бюрена. Фото: Gehry Partners, LLP and Frank O. Gehry, © DB-Adagp, Paris 2020 / © Iwan Baan 2016
«Обсерватория света» Даниеля Бюрена.
Фото: Gehry Partners, LLP and Frank O. Gehry, © DB-Adagp, Paris 2020 / © Iwan Baan 2016

Бюрена ошибочно считают мастером одной картины или одного приема. Дескать, на каждой поверхности он рисует полоски (примерно как Яёи Кусама любую плоскость украшает точками) и в этом преуспел. Во-первых, он уже давно не рисует, а с помощь цветной пленки, разноцветных фонарей или дневного света создает световые инсталляции. А во-вторых, суть его революционного подхода не в полосках или цветных огнях, но в трансформации городского пространства. Он этим занимается всю жизнь. В 1970-е он выставлял полосатые холсты на улицу, на тротуар, и улица превращалась в арт-галерею. И только современные представления о городе как о силовом поле гуманизма, новомодные урбанистические теории «догнали» эту совершенно, на первый взгляд, абсурдную художественную практику. Когда люди поняли, что городу необходимо современное искусство — не монументы полководцам, а зыбкий, изменчивый, ускользающий сумасшедший арт, тот самый символ свободы и креативности, о котором говорил Макрон, Бюрен сделался нарасхват.

Фрагмент инсталляции Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Фрагмент инсталляции Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

В Льеже он придумал основное поле вокзальной крыши расцветить большими розовыми, оранжевыми, синими и зелеными квадратами, а боковые козырьки — мелкими шашечками цветов каталонского флага (желтыми, как желток, и красными, как запекшаяся кровь), отдав тем самым должное испанским корням архитектора. Калатрава, кстати, не возражал против такого преобразования его шедевра. Безусловно, без его авторского одобрения ничего бы не получилось.

Инсталляция называется Comme tombées du ciel, les couleurs in situ et en mouvement, что буквально переводится как «Цвета пространства и движения, словно упавшие с небес». Размеры и расположение цветных частей стали результатом интуитивного прозрения: Бюрен так видит. Общая площадь заклеенной цветными пленками крыши составила 10 тыс. кв. м. Инсталляцию в течение двух месяцев монтировала группа альпинистов. Реализация проекта стала общегородским предприятием, в которое, помимо прочих, были вовлечены, на возмездной основе, сидящие на пособии по безработице люди. В день открытия проекта, 15 октября, в городе был объявлен праздник с концертами, ярмаркой и прочими увеселениями.

Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже. Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris
Инсталляция Даниеля Бюрена на вокзале в Льеже.
Фото: J-L Deru © Daniel Buren, ADAGP, Paris

Цвет добавил и без того прекрасному вокзалу веселья. Инсталляция будет украшать его крышу ровно год, в течение которого со сменой сезонов каждый день можно будет наблюдать особенные световоздушные эффекты. В октябре следующего года, несмотря на внушительный бюджет в €600 тыс., инсталляция будет разобрана.

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+