Вокзал Льеж-Гийемен (Liège-Guillemins) — исключительная достопримечательность Бельгии. Творение архитектурного гения Сантьяго Калатравы, красавец вокзал похож на гигантского ската. Его волнообразная крыша площадью 32 тыс. кв. м опирается на 39 стальных арок, являя чудо современной инженерии и высокого строительного искусства. Здание не имеет боковых фасадов, оставаясь тем самым максимально распахнутым городу. Построенный в 2009 году вокзал обошелся в €437 млн, но в Льеже говорят, что он оправдал каждый вложенный цент: привлек туристов и радикально преобразил юго-западный район Гийемен, ранее знаменитый секс-шопами и дешевыми отелями. Сегодня здесь работают дизайнерские магазины, гастрономические лавки, рестораны и кафе, в 2015-м построили небоскреб Paradise Tour, а рядом с ним фешенебельное жилье. Очевидно, чтобы поддержать девелоперский и прочий предпринимательский «движ» и освежить память об архитектурном шедевре, бизнесмены Льежа во главе с коллекционером Стефаном Ухода (Uhoda Group — крупный европейский провайдер) придумали проект вокзального «тюнинга». Они пригласили звезду contemporary art Даниеля Бюрена создать на вокзале инсталляцию в его фирменном стиле.
Французскому художнику в этом году исполнилось 84 года. Нельзя сказать, что раньше Бюрен не был знаменит: «Венецианского льва» за лучший национальный павильон он получил еще в 1986 году. Но воистину звездного часа он дождался, перешагнув 70-летний рубеж. Его персональная выставка Monumenta в Гран-пале в 2012-м стала самой посещаемой парижской выставкой года. В 2016-м он сделал грандиозную инсталляцию «Обсерватория света» в Фонде Louis Vuitton. В 2019-м его ранняя «Живопись с неопределенными формами» (1966) ушла на Christie’s за рекордные $2,175 млн, превысив первоначальную оценку почти в два раза. В 2021-м Бюрен сделал инсталляцию на крыше Елисейского дворца, и президент Эмманюэль Макрон сказал, что эта работа «олицетворяет свободу и креативность», восторжествовавшие после отмены ковидного карантина.
Бюрена ошибочно считают мастером одной картины или одного приема. Дескать, на каждой поверхности он рисует полоски (примерно как Яёи Кусама любую плоскость украшает точками) и в этом преуспел. Во-первых, он уже давно не рисует, а с помощь цветной пленки, разноцветных фонарей или дневного света создает световые инсталляции. А во-вторых, суть его революционного подхода не в полосках или цветных огнях, но в трансформации городского пространства. Он этим занимается всю жизнь. В 1970-е он выставлял полосатые холсты на улицу, на тротуар, и улица превращалась в арт-галерею. И только современные представления о городе как о силовом поле гуманизма, новомодные урбанистические теории «догнали» эту совершенно, на первый взгляд, абсурдную художественную практику. Когда люди поняли, что городу необходимо современное искусство — не монументы полководцам, а зыбкий, изменчивый, ускользающий сумасшедший арт, тот самый символ свободы и креативности, о котором говорил Макрон, Бюрен сделался нарасхват.
В Льеже он придумал основное поле вокзальной крыши расцветить большими розовыми, оранжевыми, синими и зелеными квадратами, а боковые козырьки — мелкими шашечками цветов каталонского флага (желтыми, как желток, и красными, как запекшаяся кровь), отдав тем самым должное испанским корням архитектора. Калатрава, кстати, не возражал против такого преобразования его шедевра. Безусловно, без его авторского одобрения ничего бы не получилось.
Инсталляция называется Comme tombées du ciel, les couleurs in situ et en mouvement, что буквально переводится как «Цвета пространства и движения, словно упавшие с небес». Размеры и расположение цветных частей стали результатом интуитивного прозрения: Бюрен так видит. Общая площадь заклеенной цветными пленками крыши составила 10 тыс. кв. м. Инсталляцию в течение двух месяцев монтировала группа альпинистов. Реализация проекта стала общегородским предприятием, в которое, помимо прочих, были вовлечены, на возмездной основе, сидящие на пособии по безработице люди. В день открытия проекта, 15 октября, в городе был объявлен праздник с концертами, ярмаркой и прочими увеселениями.
Цвет добавил и без того прекрасному вокзалу веселья. Инсталляция будет украшать его крышу ровно год, в течение которого со сменой сезонов каждый день можно будет наблюдать особенные световоздушные эффекты. В октябре следующего года, несмотря на внушительный бюджет в €600 тыс., инсталляция будет разобрана.