18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неделя, определившая столетие: особый путь бразильского модернизма

Кармела Гросс. «Облака». 1967. Фото: Courtesy of the Artist
Кармела Гросс. «Облака». 1967.
Фото: Courtesy of the Artist
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В этом году Бразилия отмечает 200-летие независимости и 100-летие знакового фестиваля «Неделя современного искусства». И очень ко времени вышло первое обстоятельное исследование темы, опубликованное на русском языке

Какими бы национальными особенностями ни обзаводилось искусство модернизма в тех или иных странах, оно никогда не обходилось без влияний из Европы. В этом смысле Бразилия не была исключением. Но интересно другое: в силу заокеанской удаленности и, главное, местной культурно-экономической специ­фики эстетическая революция здесь припозднилась — а когда все же началась, то вынуждена была открещиваться от некоторых европейских трендов. Если в России начала 1910-х годов слово «футуризм» служило паролем и призывом, то бразильским авангардистам десятилетие спустя приходилось не без раздражения заявлять, что с футуризмом у них нет ничего общего. Однако им долго не верили — даже после того, как в Сан-Паулу в феврале 1922 года состоялась судьбоносная Неделя современного искусства.

От нее ведется отсчет истории бразильского художественного авангарда, отметившего недавно 100-летие. Тому «героическому периоду», по выражению поэта Мариу ди Андради, посвящена книга «Бразильский модернизм: Неделя современного искусства 1922 года», написанная в конце 1990-х историком искусства Араси Амарал и вышедшая недавно в издательстве «БуксМАрт» под научной редакцией Натальи Вихревой. По сути, это первое обстоятельное исследование темы, опубликованное на русском языке.

Амарал А. Бразильский модернизм: Неделя современного искусства 1922 года / Науч. ред. Н. В. Вихрева. М.: БуксМАрт, 2022. 448 с.: ил.
Амарал А. Бразильский модернизм: Неделя современного искусства 1922 года / Науч. ред. Н. В. Вихрева. М.: БуксМАрт, 2022. 448 с.: ил.

Надо признать, что большинству наших соотечественников бразильское искусство ХХ века (да и любого другого столетия) почти не знакомо. То ли дело Мексика! Тамошних муралистов от нас даже в советское время особо не прятали, даром что те почти все поголовно увлекались идеями Льва Троцкого. Почему Бразилия не Мексика, Араси Амарал терпеливо объясняет читателю еще в самом начале своего труда. Северного соседа по Латинской Америке она называет «полюсом американского национализма, обусловленного мексиканской социальной революцией». Кстати, южный сосед, Аргентина, характеризуется ею, напротив, как оплот интернациональных тенденций, чуть ли не космополитических. Ну а Бразилия, получается, занимала тогда позицию посередине — и географически, и эстетически. Местные художники в части соотнесения себя с остальным миром долго запрягали, но поехали все же довольно быстро.

В первых главах книги исследовательница анализирует положение дел в национальном искусстве начала ХХ века — и находит это положение грустным. Живопись в основном подражала парижскому академизму, причем тем его образцам, которые в самом Париже давно вышли из моды даже у консерваторов. С остальными искусствами обстояло не лучше. Но отдельные новаторы все-таки заявляли о себе, и чаще это происходило не в Рио-де-Жанейро, тогдашней столице страны, а в Сан-Паулу. Именно там художники, поэты и музыканты, «объединенные идеалом деструктивного обновления», по выражению Амарал, вознамерились дать решительный бой всему косному и отжившему. Один из лидеров движения, Эмилиану ди Кавалканти, вспоминал позднее: «Я предложил Паулу Праду сделать нашу неделю, которая должна была стать неделей литературных и художественных скандалов, неделей, когда мы пришпорим сан-паулусских буржуев».

Висенти ду Регу Монтейру. «Распятие». 1922. Фото: Fundação Edson Queiroz
Висенти ду Регу Монтейру. «Распятие». 1922.
Фото: Fundação Edson Queiroz

Выставка и сопутствовавший ей фестиваль состоялись в фойе Муниципального театра. Скандалов вокруг Недели современного искусства действительно хватало, но вот «пришпорить буржуев» по-настоящему не вышло: те сочли выставку модным светским событием и были не прочь там продефилировать, что вызывало неудовольствие радикально настроенных членов оргкомитета. Тем не менее коллективный вызов рутине был брошен, и с того момента модернизм воспринимался многими уже как неотъемлемая часть бразильского культурного ландшафта.

Хроники художественных событий 1920-х годов — это только часть панорамы, которую Араси Амарал разворачивает перед читателем. Она преподносит тот период еще и в теоретических постулатах, и в творческих портретах отдельных героев. Среди этих последних, к слову, значительную роль играли «амазонки авангарда» — свои, бразильские. Например, Анита Малфатти, которую называли «фитилем модернизма», во многом задавала тон на Неделе современного искусства. А Тарсила ду Амарал, почти однофамилица автора книги, хоть и не участвовала в фестивале 1922 года (она тогда жила в Париже), оказала на бразильский модернизм огромное влияние. Достаточно сказать, что ее картина под названием «Абапору» («человек, который ест» на языке индейского племени тупи-гуарани) послужила импульсом для концепции «антропофагии», которую муж художницы, Освальд ди Андради, энергично внедрял в качестве теоретической базы для местного искусства.

Тарсила ду Амарал. «Антропофагия». 1929. Фото: Fundação José and Paulina Nemirovsky Collection, São Paulo
Тарсила ду Амарал. «Антропофагия». 1929.
Фото: Fundação José and Paulina Nemirovsky Collection, São Paulo

«Антропофагия» означает «людоедство». Что за странный, зловещий образ? Разумеется, это была метафора. Имелось в виду, что бразильская культура поглощает, поедает все чужеземное — и формирует таким образом собственное тело, совершенно самобытное. Спустя десятилетия, в конце 1960-х, из такой установки выросла бразильская «Тропикалия» — культурно-политическое движение, возникшее первоначально как музыкальное течение и названное по аналогии с психоделией. Некоторые сюжетные линии своей книги Араси Амарал выводит и в эти будущие времена, но лишь для того, чтобы показать: начиналось все гораздо раньше, в легендарные 1920-е. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+