18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Люсьен Фрейд писал растения анфас и в профиль

Люсьен Фрейд. «Натюрморт со спарманией». Около 1950. Фото: Private Collection, Photo © Christie's Images/© The Lucian Freud Archive. All Rights Reserved 2022/Bridgeman Images
Люсьен Фрейд. «Натюрморт со спарманией». Около 1950.
Фото: Private Collection, Photo © Christie's Images/© The Lucian Freud Archive. All Rights Reserved 2022/Bridgeman Images
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В лондонском Музее садов открывается выставка работ одного из самых важных британских современных художников — Люсьена Фрейда, который, как выясняется, очень любил изображать растения

В лондонском музее садоводства, первом в мире, посвященном этой тематике, открывается выставка работ одного из самых важных британских современных художников — но на очень узкую тему: «Портреты растений».

Музей садов сам по себе уникален: он создан в 1976 году в Лондоне, на южном берегу Темзы, в реконструированном здании церкви Святой Марии в Ламбете. Место избрано потому, что на территории церкви были найдены могилы двух английских натуралистов, садоводов, ботаников и коллекционеров растений — Джона Традесканта Старшего (1570–1638) и Джона Традесканта Младшего (1608–1662). И да, их фамилия не зря кажется знакомой — это в их честь Карл Линней назвал род североамериканских растений — традесканция. В 2017 году музей пережил реконструкцию, и теперь у него есть полноценное помещение для временных выставок. Признанный мастер обнаженной натуры Люсьен Фрейд, оказывается, нередко писал растения — подходя к фактуре и цвету их листьев так же виртуозно, как к человеческой коже с миллионом ее оттенков.

Люсьен Фрейд. «Цикламен». 1964. Фото: Private Collection © The Lucian Freud Archive, Bridgeman Images
Люсьен Фрейд. «Цикламен». 1964.
Фото: Private Collection © The Lucian Freud Archive, Bridgeman Images

Выставка «Люсьен Фрейд. Портреты растений» приурочена к 100-летию со дня рождения художника (8 декабря 1922 года). Она соберет редкие или никогда ранее не выставлявшиеся картины и гравюры с изображением комнатных и садовых растений. Фрейд не был любителем повозиться в земле, однако растения были важными героями его творчества — от редко встречающихся рисунков времен детства в Берлине до цветов из его сада в Ноттинг-Хилле и беспорядочно расставленных растений в горшках, которые преследовали художника от дома к дому на протяжении всей его жизни.

Например, много раз в разное время он рисовал спарманию африканскую, которая считается неофициальной семейной эмблемой Фрейдов. Это растение с мягкими светло-зелеными, покрытыми пушком листьями, по форме слегка напоминающими листья липы (в России ее называют «комнатная липа»). Ее выращивал в Вене знаменитый дед художника, Зигмунд Фрейд, а черенки передавались членам семьи на память.

В портретах растений Фрейда в первую очередь интересуют пожелтевшие листья, пятна и следы воды, черты, отмечающие индивидуальность отдельных экземпляров, история их роста и умирания — по сути, все то же, что привлекало художника в портретах людей.  

Музей садов
«Люсьен Фрейд. Портреты растений»
До 5 марта 2023

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+