По сути, реставрация, длившаяся около года, завершена уже сейчас: в конце лета реставрационный павильон был разобран, начались работы по благоустройству территории. Осталось до конца октября завершить полировку гранитного постамента и золочение букв памятной надписи. Торжественное открытие памятника гражданину Минину и князю Пожарскому, посвященного предводителям второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России, состоится в День народного единства, отмечающий эти события.
У памятника, созданного скульптором Иваном Мартосом и открытого на Красной площади в Москве в 1818 году, была трудная биография. И дело не только в том, что в 1931 году ради высвобождения пространства для парадов его передвинули с исторического места к Покровскому собору. Уже при отливке (стремительной — всего за 9 минут) случился инцидент, заметно повлиявший на дальнейшее состояние скульптуры: из формы вылилось 50 пудов металла, и только благодаря тому, что сырье подготовили с очень большим запасом, эту потерю удалось сразу восполнить. Однако в структуре бронзы все равно возникли дефекты литья, которые за два прошедших века усугубились. К концу ХХ столетия было очевидно, что скульптуру пора реставрировать.
Удивительно, но этого никогда прежде не делали комплексно. Мешали административные проблемы. Как рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, монумент был фактически бесхозным. Только в 2016 году, когда памятник передали в оперативное управление Историческому музею, планы на реставрацию начали становиться реальными. ГИМ стал готовить документацию и собирать средства (в том числе народные, всего потребовалось 55 млн руб.). В 2018–2019 годах были проведены комплексные научные исследования, включая историко-архивные и инженерно-конструкторские. Наконец, в 2021 году работы начались. Причем 18-тонную статую не стали перевозить, реставрационно-монтажный стол поставили прямо рядом с ней, на Красной площади, и над всем этим возвели отапливаемый павильон-мастерскую с мощными монтажными балками.
К этому моменту памятник был практически в «предынфарктном состоянии», по словам Дениса Косицина, административного директора компании ООО РМ «Наследие», проводившей работы. Реставрировать требовалось все элементы: гранитный постамент с бронзовыми барельефами, плинт (плита основания статуи) и собственно фигуры.
В самом плохом, аварийном состоянии был плинт, как рассказал нам Павел Котельников, научный руководитель реставрации памятника, завотделом научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). «Мы успели вовремя», — говорит он. Железные подкладки под плинтом расслоились, причем, поскольку черный металл, коррозируя, увеличивается в объеме в пять раз, эти деформации начали разрушать памятник. В итоге было принято решение отлить новый каркас и установить его внутрь плинта для его укрепления. Также для усиления плинта в него добавили около 500 кг медной массы.
Собственно бронзовые фигуры также были в плачевном состоянии. Технологические дефекты усугубились пребыванием на открытом воздухе — вся поверхность оказалась в кавернах. Одной из фигур пришлось сделать «трепанацию», настолько ветхой была бронза на ее макушке. В итоге большой фрагмент головы удалили и заменили новой отливкой. Заново была отлита и наушина шлема князя Дмитрия Пожарского, утраченная в начале 2000-х годов.
«Памятник коррозировал как снаружи, так и внутри, причем внутри крайне активно», — говорит Котельников. Причина в том, что со времен отливки внутри пустотелых фигур сохранились вспомогательные компоненты, использовавшиеся при этой процедуре: металлический литьевой каркас и формовочная масса (смесь глины и кирпичной крошки). Фигура Кузьмы Минина, например, была ниже пояса забита этой массой полностью. Вообще для скульптуры нормально, если формовочная масса остается внутри, но в данном случае, поскольку снаружи просочилась влага, это оказалось крайне опасно.
Железо начало ржаветь, гигроскопичная формовочная масса — разбухать, бронза, соприкасавшаяся с черным металлом, разрушалась. Реставраторы удалили всю массу через технологические отверстия (вышло около 500 кг), а также сняли остатки корродированного каркаса. Теперь пустотелые фигуры действительно стали пустыми внутри.
Также требовалось укрепить гранитный постамент. Его перебрали, гранит законсервировали. Реставрации подверглись установленные на постаменте бронзовые барельефы. В 2001 году один из них, с изображением изгнания поляков, упал. Чересчур любопытный турист, возможно спровоцировавший падение, погиб, а сам рельеф растрескался. Новые крепления барельефов, вместо утраченных исторических, специально сделаны максимально надежно. Медные буквы посвятительной надписи также расчистили, несколько утраченных пришлось воссоздать. Укрепили и фундамент.
В завершение скульптура подверглась комплексному патинированию в тех местах, где это было необходимо, а также укреплению сохранившейся патины. Оттенок бронзы сейчас таков, каким и должен быть после удаления всех техногенных корок, однако к весне следующего года цвет уже немножко изменится по естественным причинам.