Более 650 произведений всех видов визуального искусства из двух десятков российских музеев и частных собраний показывают, что в словосочетании «египтомания» нет никакого преувеличения. Истоки этого явления спрятаны в любопытстве древних греков и римлян, любовавшихся сфинксами, пирамидами и обелисками с загадочными иероглифами — символами древней мудрости. Храм Исиды в Риме известен с I века до н.э. Примерно в те же годы случился бурный роман египетской царицы Клеопатры с римским полководцем Марком Антонием. Эта история спустя полтора тысячелетия вдохновила Шекспира (или группу английских аристократов, использовавших это имя) на создание пьесы, а в ХХ веке — Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона для съемок в кино.
В II веке н.э. Египет навестил император Адриан — его римскую виллу украсили обелиски, привезенные оттуда. В эпоху Возрождения виллу Адриана раскопали, прочитали труды античных авторов, задумались о расшифровке египетских иероглифов. Наполеновский поход в Египет принес европейцам Розеттский камень, до открытия Шампольона оставалась пара десятилетий.
Россия приняла египтоманию вместе со всеми остальными. Павел I в конце XVIII века привез египтоманские вещи из европейского путешествия. Граф Александр Строганов поручил архитектору Андрею Воронихину спроектировать в египетском стиле интерьер Физического кабинета в своем дворце на Невском проспекте. В Большом дворце в Павловске тот же архитектор создал Египетский вестибюль, украсив его статуями Исиды и Осириса. Помещение действует и поныне в первоначальном назначении. Вершина египтомании в России — установка сфинксов перед зданием Академии художеств на Университетской набережной в Петербурге.
Но дело на этом не закончилось. В начале ХХ века фасад доходного дома Ларисы Нежинской на Захарьевской улице, 23 украсили фигуры фараонов. Илья Репин в своей усадьбе «Пенаты» построил деревянную беседку «Храм Осириса и Изиды» (недавно началась ее реставрация). Фотографы Эрмитажа объездили египтоманские места Петербурга и показывают на выставке отчет о проделанной работе.
«Египтомания» включает и живописный шедевр Якоба Йорданса «Пир Клеопатры», который демонстрирует вполне возможное растворение жемчужины в уксусной кислоте с последующим крайне маловероятным выпиванием царицей получившегося раствора. Но Йордансу было важно показать расточительность правительницы.
Дивное блюдо с лиможскими эмалями XVI века называется «Переход через Красное море». Историки много веков спорят о том, по какому именно маршруту Моисей выводил евреев из Египта. Автор эмали, выступавший под монограммой IC, использовал некоторые мотивы произведений Рафаэля.
По словам Андрея Николаева, куратора выставки, из интерьерных вещей, созданных в России, важными являются вазы из цветных камней, украшенные «египтянами», они созданы по эскизам Андрея Воронихина. Интересны диван на сфинксах из музея-усадьбы Гавриила Державина, большие вазы в египетском стиле из Музея ИФЗ, эскизы костюмов и декораций Леона Бакста к балету «Клеопатра» из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В начале ХХ века художественные мастерские «Гельдвейн — Ваулин», располагавшиеся в селе Кикерино Петербургской губернии, наладили производство керамических «египтянок».
Хитом выставки стал Египетский сервиз, который поделен между Музеем-усадьбой «Кусково» и Эрмитажем. Наполеон подарил сервиз Александру I во время Эрфуртского конгресса 1808 года. Он был изготовлен на Севрской фарфоровой мануфактуре. Сервизом никогда не пользовались, а после войны 1812 года подарок упрятали в Оружейную палату, откуда уже в советское время он попал в Музей керамики в Кускове. В 1929 году 13 предметов из сервиза передали Эрмитажу. Теперь отдельные части сервиза временно воссоединились на почве «Египтомании».
Существует ли египтомания сейчас? На этот вопрос Андрей Николаев ответил так: «Наберите в поисковике „интерьер в египетском стиле“». Набрал. Получил 200 тыс. ссылок.
Государственный Эрмитаж
«Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном Франсуа Шампольоном»
28 октября 2022 – 9 апреля 2023