В 1952 году материал о московском механизированном хлебозаводе № 5 в журнале «Огонек» начинался цитатой революционера Сергея Кирова: «Кто хочет видеть кусок социализма — пусть идет на хлебозавод». Теперь, в 2022 году, на хлебозавод можно прийти, чтобы увидеть наследие конструктивизма. В конце ноября здесь открывается центр «Зотов» — первая не только в России, но и в мире институция, всецело посвященная этому авангардному направлению. Такой фокус подсказан самим зданием, которое является памятником конструктивистской архитектуры и обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.
Строительство хлебозаводов началось в рамках первой промышленной пятилетки. Крупные производства нового типа должны были заменить маленькие пекарни, которые, несмотря на тяжелейшие условия труда, не справлялись с обеспечением растущего населения Москвы достаточным количеством хлеба. Процессом строительства руководил заведующий производственным отделом хлебопечения Моспотребсоюза Василий Зотов — будущий нарком пищевой промышленности. Впоследствии его имя дали хлебозаводу № 5. Возведенный в 1931 году, этот объект стал первым из тех, где была реализована новаторская система инженера Георгия Марсакова, позволившая почти полностью автоматизировать процесс производства. Кольцевой конвейер, по которому сверху вниз, от этапа к этапу, двигалась продукция, потребовал и оригинального архитектурного решения — так строение приобрело узнаваемую цилиндрическую форму.
Хотя важнейший постулат конструктивизма о синтезе формы и функции выражен в хлебозаводе-автомате очень зримо, установить имена архитекторов, трудившихся над проектом, так и не удалось. Предполагают, что он мог быть разработан в мастерской Александра Никольского или студентами ВХУТЕМАСа, но ни одна из версий не подкреплена архивными доказательствами. Как бы то ни было, центростремительная динамика, которую эти неназванные архитекторы сообщили внутреннему пространству здания, была сохранена и их сегодняшними преемниками, которые трансформировали производственные интерьеры под нужды культурного центра. Их имена известны: это Сергей Чобан, Игорь Членов и Алина Гарновская (архитектурное бюро СПИЧ). По словам Чобана, обновленное пространство «циркулирует так же, как циркулировал хлебозавод: от центра к периферии и снизу вверх». И действительно, жизнь здания, как и прежде, поддерживается осевым стержнем, в котором когда-то проходили трубопроводы для подачи муки на верхний этаж, а теперь располагаются необходимые коммуникации.
Архитекторы стремились сохранить все «культурные слои» объекта, чтобы показать его историю в развитии, отразить смену эпох, владельцев, вкусов. Так, на одном и том же участке стены можно обнаружить неоднородные сочетания отделочных материалов, использованных в разные годы. А места утрат деликатно «подправлены» — и подчеркнуты — штукатуркой. На лестничном пролете уцелело изображение пышной девицы с длинной косой и караваем — несколько аляповатый, но имеющий известную прелесть привет из 1970-х, оппонирующий конструктивной строгости сооружения. Что касается новейших добавлений, то в глаза прежде всего бросается облицовка центрального «барабана», который пронизывает все этажи, перфорированной кортеновской сталью, а также приподнятые на полметра, что можно отследить по пандусам, полы. Под ними спрятаны трубы, которые в противном случае пришлось бы вести под потолком, перекрыв его аутентичный вид.
В свою очередь, специалисты, занимавшиеся реставрацией фасадов, вернули им тот облик, который можно увидеть на архивных фотографиях 1930-х годов. Архитектурные ритмы сооружения вновь подчеркнуты чередованием полос белой и красной кирпичной кладки, восстановлена крестообразная шрифтовая композиция «Хлебозавод 5». Наружный образ хлебозавода узнается и в логотипе новой институции, которая здесь обосновалась: буквы, составляющие фамилию «Зотов», напоминают ряды узких вертикальных окон на закругляющемся здании. Сама идея названия лежала на поверхности: звучное и запоминающееся «Зотов» отрезали от кадастрового имени, которое целиком звучит так — «Ордена Трудового Красного Знамени хлебозавод им. В.П.Зотова».
Возвращаясь к истории хлебозавода, следует сказать, что он проработал по назначению вплоть до 2006 года. В дальнейшем, до перехода на культурные рельсы, его судьба была не то чтобы трагичной, но тревожащей. Так, в январе 2007 года здесь произошел пожар, что вызвало резонные слухи о поджоге. А после уцелевшему зданию пророчили весьма унылую участь очередного бизнес-центра. Также поговаривали о размещении в нем музея пекарного дела, экомаркета, ресторанов. От такого банального будущего архитектурная достопримечательность была спасена в 2018 году, попав под опеку банка ВТБ. На пресс-конференции по случаю презентации «Зотова» старший вице-президент банка Наталья Кочнева критиковала отстраненную модель меценатства, когда «бизнес просто вкладывает деньги и забывает о своем детище». Сам банк ВТБ внимательно следил за ходом работ и продолжит поддерживать культурный центр как свой филантропический проект.
Заметим, что это не первое преображение хлебозавода за последние годы. Младший брат «Зотова» — построенный в 1934 году хлебозавод № 9 — на наших глазах превратился в открытое городское пространство с бутиками и кафе для приятного времяпрепровождения в авангардном антураже. И все же роль культурно-образовательного центра, где занимаются исследованием и популяризацией конструктивизма, солиднее для такой площадки, чем роль еще одного тусовочного арт-кластера. Своим видением развития центра поделилась его генеральный директор Дарья Филиппова: «Главным достижением для меня будет то, если это место, которое в прошлом столетии было образцом передовой инженерной мысли, в этом столетии станет образцом творческой мысли».
Символично, что новое пространство конструктивизма рождается ровно через 100 лет после того, как сам термин «конструктивизм» был впервые зафиксирован в специальной литературе, что связано с выходом книги Алексея Гана. К этому событию приурочена и выставка «1922. Конструктивизм. Начало», которой площадка откроется 23 ноября. Этот и дальнейшие проекты (ожидается, что экспозиция будет обновляться примерно три-четыре раза в год) будут носить исследовательский характер и способствовать уточнению границ направления. «Это вызов, — говорит старший куратор «Зотова», историк архитектуры Полина Стрельцова, — ведь даже 100 лет назад сами авторы спорили между собой, что такое „конструктивизм“, где он начинается и где заканчивается, что конструктивно, а что нет».
Под выставки отведены второй и третий этажи. Здесь созданы все условия для экспонирования произведений любого уровня значимости и прихотливости. Температура и влажность постоянны, «блэкауты» на окнах позволяют безопасно демонстрировать графику. Поскольку постоянными партнерами центра выступают Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, на выставках можно ожидать перворазрядные экспонаты. В сотрудничестве с музеями будут развивать и грантовые программы.
Четвертый этаж вместил лекторий и два кинозала: красный и черный. Там будут показывать как авангардные, так и современные ленты, отобранные киноведом Полиной Прибытковой. Помимо прочего, в «Зотове» предусмотрены детские программы и общественная зона с книжным клубом и кафе.
В реконструкцию хлебозавода № 5 я был активно вовлечен с 2015 года, когда мы с моим соавтором и позже партнером Игорем Членовым начали работать над проектом многофункционального жилого комплекса «Пресня-Сити». Тот факт, что на участке располагался памятник конструктивизма, оказал на градостроительно-планировочное решение этого объекта решающее влияние. В основу его генерального плана положен принцип лучевой композиции, и именно историческое здание хлебозавода трактовано как ее центральный элемент. А вокруг здания мы специально организовали пешеходную площадь, чтобы дополнительно подчеркнуть его роль и проявить в панораме улицы.
Если честно, я с самого начала пытался убедить девелоперов в том, что у этого здания должна быть культурно-музейная функция. К счастью, эта идея встретила самое полное понимание у банка ВТБ, ставшего владельцем бывшего хлебозавода в 2018 году. И мне кажется чрезвычайно важным, что это здание включается в активную социально-культурную жизнь Москвы не просто как общественно-культурный центр, но как пространство изучения и популяризации конструктивизма — одного из самых известных стилей XX века, которым мировая архитектура обязана именно России. Несмотря на свою, скажем так, всемирную известность, конструктивизм до сих пор не был представлен у себя на родине ни одной институцией, которая бы целенаправленно собирала всю информацию о нем и знакомила бы с ним самую широкую аудиторию. И вот наконец такая институция создана — и что особенно важно, она создана в здании, идеально воплощающем в себе все основные принципы архитектуры конструктивизма.
Для нас, авторов архитектурных решений внутренних пространств здания хлебозавода (этот проект я разработал вместе с Игорем Членовым и Алиной Гарновской), было очень важно сохранить все подлинные элементы внутренней отделки. Но мы не стремились вернуть им первоначальный «идеальный» вид — куда более честным нам показалась стратегия фиксации абсолютно всех наслоений времени. Фактически мы делаем объектом показа не только конструктивистскую архитектуру здания, но и то, как она трансформировалась под влиянием процесса эксплуатации, а также смены эпох и владельцев.