Музеи Московского Кремля проводят интересный эксперимент со своим традиционным музыкальным фестивалем «Посольские дары». В этот раз его программа связана с открывшейся в начале октября выставкой «К 100-летию образования СССР. Чичерин и советская дипломатия», точнее с личностью главного героя проекта. Георгий Чичерин был не только дипломатом, в значительной мере повлиявшим на становление и развитие советского государства, но и пианистом, который собрал огромную нотную библиотеку, виртуозно исполнял Бетховена и Чайковского, боготворил Моцарта и написал о нем исследовательский этюд.
Программа фестиваля включает три концерта, два из которых посвящены новым веяниям в музыке. В концерте «Опережая время! Русский авангард 1920-х годов», открывающем фестиваль 18 ноября, произведения выдающихся советских композиторов начала века прозвучат в исполнении солистов ансамбля «Студия новой музыки», ведущего российского коллектива современной музыки. Концерт будет сопровождаться аннотациями композитора и музыковеда кандидата искусствоведения Федора Софронова. В программе, в частности, будут исполнены «Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано до минор, оп. 8» Дмитрия Шостаковича, написанное в Петрограде в 1923 году в период обучения в консерватории, пьесы «Четыре газетных объявления», oп. 21 для голоса и фортепиано 1926 года Александра Мосолова и «Маленький концерт» из «Истории солдата» Игоря Стравинского, или «Сказки о беглом солдате и черте, играемой, читаемой и танцуемой», как определил ее сам автор.
Накануне дня рождения Георгия Чичерина, 23 ноября, состоится второй концерт — «Любимая музыка наркома Чичерина», — посвященный произведениям любимых композиторов дипломата в исполнении одного из лучших молодых российских пианистов Дмитрия Маслеева. В программе — пьесы Людвига ван Бетховена и Петра Чайковского.
В завершающем концерте-представлении 30 ноября ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением заслуженного артиста России Игоря Дронова исполнит произведения современных российских и зарубежных авангардных композиторов, вдохновленных музыкой Моцарта. Среди них — Арво Пярт, Альфред Шнитке, Кузьма Бодров. Столь необычное действо также будет вести Федор Софронов, раскрывая символы и смыслы каждого произведения.
Оружейная палата Московского Кремля
Купить билеты можно тут.
Галерея Artstory представляет выставку художника Александра Кабина, посвященную судьбе и року. Эти работы, по словам самого художника, есть «попытка осмыслить когда-то произошедшие события, шлейф которых тянется до сих пор». Сам автор родился в Северодвинске, имеет высшее техническое образование. Однако от судьбы не ушел. Александр Кабин определяет свое направление как экспрессивный реализм, подчеркивая эмоциональную составляющую восприятия своего творчества. Граница между личным и общим в его работах размывается, они наполнены рефлексией. Живопись и объекты объединены монохромной «северной» палитрой; картины выполнены на холсте или брезенте, покрыты крупными заплатками и грубыми швами. В проект включена инсталляция «Исповедь художника» (живопись и видео) — через образ пространства мастерской зритель увидит мир художника, закрытый для большинства. Это fatum художника как летописца своего времени.
«„Исповедь художника“ — это жест, даже больше высказывание. Сейчас нередко ловлю себя на мысли, что хочется закрыться, отгородиться от реалий нашего времени, включить защитный механизм. Однако происходит обратное — я открываю свое личное пространство, свою суть, демонстрирую видео с творческим процессом из своей мастерской на всеобщее обозрение», — рассказывает художник.
В импровизированной мастерской Кабина играет музыка, написанная музыкантом Денисом Лисицыным. Fatum — не первая выставка Александра Кабина в галерее Artstory. Предыдущий проект художника в галерее назывался «Ветхое/Вечное» и проходил в 2021 году. Тогда московские зрители впервые познакомились с лаконичными сумеречными индустриальными пейзажами, словно размытыми полотнами, вызывающими в памяти архивные фотографии.
Галерея Artstory
Александр Кабин. Fatum
До 4 декабря
www.art-story.com
В «Эрарте» проходит выставка победителей конкурса «Голос городов», итог совместного проекта музея современного искусства и «ВКонтакте».
В экспозицию вошли работы, которые, по мнению организаторов, наиболее глубоко раскрывают размышления авторов об урбанистике и месте человека в городе.
В этот раз тема сформировалась благодаря тренду на ностальгию в популярных сообществах. Кураторы музея и «ВКонтакте» предложили авторам поделиться размышлениями о жизни в городе и опубликовать свое видение этой темы.
Организаторы проекта выделили два часто встречающихся мотива. Во-первых, это панельная застройка, причем многие авторы сознательно ее преображают: на картинах она пламенеет на закате или переливается всеми цветами в вечернее время благодаря свету окон. Во-вторых, это обилие работ, изображающих узкие дворы питерских доходных домов.
«Здесь важно обратить внимание, что городской пейзаж — это всегда изображение человека. Он может быть как автопортретом, так и картиной целого общества с его нравами и настроениями. В экспозиции бодрые деловые небоскребы и пестрый торговый центр соседствуют с элегическими руинами. Этим и хороша большая групповая выставка: она позволяет посетить сразу несколько десятков городов по всей России и предлагает более сотни маршрутов для прогулки», — отмечают организаторы.
В конкурсе для непрофессиональных и начинающих художников победили более 130 авторов со всей России, всего же организаторы рассмотрели в этом году более 1600 заявок.
Музей «Эрарта»
«Голос городов»
До 13 ноября
Подробнее здесь
По материалам пресс-релизов.