Магия Древнего Египта — гробницы фараонов, скрытые сокровища и неразгаданные тайны — гипнотизирует нас до сих пор, хотя прошло уже более 2 тыс. лет с момента падения той цивилизации. Но сколько правды в ее лакированной, окутанной мистикой истории — или это миф нового времени? Выставка «Видения Древнего Египта», открывшаяся в Норидже, в Центре изобразительных искусств Сейнсбери (до 1 января 2023 года), задается этим вопросом на фоне двух знаменательных и символичных дат — годовщин расшифровки египетских иероглифов (27 сентября 1822 года) и обнаружения роскошной гробницы Тутанхамона (4 ноября 1922 года).
«Мираж — вот подходящее слово для описания того, с чем мы пытаемся спорить с помощью этой экспозиции, — говорит Тео Вайс, помощник куратора музея Университета Восточной Англии. — Мы в подробностях разбираем то, что, как нам кажется, знаем о Древнем Египте, и пытаемся понять, как вообще возник этот миф».
Наши современные, растиражированные представления о древнеегипетской культуре произрастают из западного колониального мышления, считает Вайс. «Исторически Египет часто был разменной монетой в политических играх. Западные державы успешно создавали миф о Египте, который можно было использовать для оправдания их программ и целей. Так обстояло во времена Августа и римлян, Наполеоновских войн, Британской империи — и вплоть до наших дней».
Выставка представляет собой постколониальную интерпретацию феномена Древнего Египта. В заявлении Центра Сейнсбери, опубликованном еще в 2021 году, эта экспозиция названа шагом к «переосмыслению колониальной истории, к установлению прозрачности и выяснению истинного происхождения предметов в коллекции». Новая политика музея в отношении реституции, которая, скорее всего, приведет к деколонизации фондов, была обозначена в отчете за 2020–2021 годы. Правда, она пока не реализована, хотя в качестве срока указано лето 2022 года.
На выставке представлены знаковые персонажи Древнего Египта. Так, один из разделов рассказывает о метаморфозах образа Клеопатры — от мудрой правительницы в средневековой арабской литературе до роковой дивы, сыгранной Элизабет Тейлор в фильме 1963 года. Представлен и портрет светской львицы в костюме Клеопатры, написанный Джошуа Рейнолдсом, и картина Криса Офили «Клеопатра» (1992), где царица предстает в образе Черной королевы, как сегодня называют Шарлотту, супругу английского короля Георга III, предположительно мулатку.
Другой раздел посвящен наследию Тутанхамона, юного фараона, царствовавшего в XIV веке до н.э. Это прежде всего архивные кадры с первых раскопок гробницы — именно после них началось всемирное помешательство на фигуре этого правителя. Рядом расположили предметы 1920-х годов, демонстрирующие, как знаменитая находка повлияла на дизайн одежды, украшений и мебели.
Включены в выставку и работы египетских художников, послевоенных и нынешних, в том числе Чанта Аведиссиана, Маха Маамуна, Сары Саллам и Авола Эризку. Каждый из них по-своему разоблачает шаблоны. Например, Саллам — автор серии работ «Четвертая пирамида принадлежит ей» (2017): свои семейные фотографии она наложила на кадры с раскопок и архивные снимки, запечатлевшие египетскую народную культуру.
«Мы смотрим на мумии и воспринимаем их вне контекста», — говорит художница. В каталоге выставки она подчеркивает, что даже ее собственное отношение к Древнему Египту сложилось под влиянием Запада. Она пишет: «Мое творчество — отражение продолжающегося путешествия, цель которого — развенчание экзотики, приписанной наследию моей родины, и восстановление правды о моих предках».