Выставка показывает, как под влиянием Петровских реформ в российской провинции воцарился светский портрет. Концепцию выставки придумал Павел Пригара, недавно покинувший пост директора Центрального выставочного зала «Манеж». Это своеобразное продолжение проекта «Христос в темнице», который знакомил петербургскую публику, воспитанную по большей части на классицизме и немного на барокко, с древнерусской деревянной религиозной скульптурой.
Провинциальные художники эпохи Просвещения искренне пытались заглянуть в душу своим персонажам, найти в них благонравие, основательность, уверенность в себе и своем будущем. Самый известный художник из представленных на выставке — Иван Тарханов (1780–1848), сын угличского священника, автор портретов представителей разных сословий. Художник подписывался как «живописец, коллежский регистратор». Последний титул ироничен: коллежский регистратор — 14-й, низший чин в российской чиновной Табели о рангах. Живописец, начиная с Петровских времен, вне чинов: талант решает. У Тарханова он был. Купцы Буторины, Сурины, Шапошниковы на его портретах показаны деловыми людьми, экономными на эмоции. Неизвестный купец позирует с важным документом в руке. Его супруга на парном портрете сжала в кулаке драпировку, а в другой руке держит платок. Она явно беспокоится за дела мужа.
Под вопросом авторство Тарханова портретов Василия Зимина, угличского городского головы, и его супруги Евдокии. Действительно, в них подозрительно мало искренности. Николай Мыльников (1797–1842) был потомственным художником. На лицах его купцов — Харитона Астапова и Ивана Дорофеева — больше эмоций, чем у персонажей Тарханова. Но супруги — Прасковья Астапова и Агафья Дорофеева — замкнуты и непроницаемы. Гордо носит свои ордена купец Василий Пивоваров на портрете неизвестного художника. Парный портрет его жены Евдокии выдает обеспеченную уездную даму в шитой золотом шали.
На десерт Манеж приготовил еще несколько портретов. Неизвестному автору принадлежит «Портрет мальчика с яблоком». Можно было бы принять его за беззаботную зарисовку. Но слишком серьезен взгляд ребенка, да еще он держит посох странника в правой руке. Может быть, художник думал об Адаме и последствиях первородного греха? Другой неизвестный мастер изобразил «записного раскольника», предположительно Григория Кочурихина. Этот пойдет до конца. Василий Мезенцев запечатлел Якова Мордвинова, военного, путешественника, писателя. Он нам известен по этому наивно-простоватому портрету. Неизвестный художник создал портрет Александры Темериной, переславль-залесской бизнес-леди, владелицы ткацкой фабрики. Она сумела получить для своих семерых детей потомственное дворянство. Дама приятная во всех отношениях.
Шедевр выставки — портрет княжны Анастасии Давыдовой кисти Николая Абхази (Апхазева). Княжне с выразительными черными очами около шести лет. Пройдет совсем немного времени, и она станет «смолянкой» — воспитанницей Смольного института благородных девиц, и попадет в знаменитый живописный сериал Дмитрия Левицкого.
Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков
Центральный выставочный зал «Манеж»
15 октября – 8 января 2023