18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Археологические памятники хотя и горят, но не исчезают бесследно

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря идет работа с уникальными экспонатами — превратившимися в уголь скульптурами оленей из древнего могильника (так называемого огненного погребения) в Хакасии

Сплошные куски угля — вот что по сути представляют собой скульптуры двух северных оленей, которые прибыли во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря из Хакасского национального краеведческого музея в Абакане. Эти объекты были найдены в 1950 году во время археологических раскопок Сырского чаа-таса, группы могильников в Хакасии, на границе степи и горной тайги. Тогда археологи вскрыли сильно обожженную бревенчатую погребальную камеру, заполненную пережженными останками тел и богатым инвентарем, которые были определены как коллективное погребение знатных представителей таштыкской эпохи (I век до н.э. — IV век н.э.).

Останки людей в соответствии с обычаями кремировали дважды: сначала после смерти, а потом пережженные кости кучками складывали в могильник. Мертвых сопровождали разнообразные предметы: глиняная и деревянная утварь, ткани и кожи, модели оружия, скульптуры животных, украшения. Когда могильник наполнялся, его засыпали землей и поджигали. В результате горения при недостатке кислорода некоторые предметы обугливались, сохраняя форму. Так сохранились и скульптуры двух северных оленей из дерева — быка (самца) и важенки (самки).

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

«Ни с чем подобным мы прежде не сталкивались. Мы работали с обгоревшими произведениями, например царскими вратами XVI века, но там был сгоревший слой только сверху. А тут уже не дерево — это углерод с большим количеством кальция — от костей, которые горели рядом. Он хрупкий и ломается поперек волокон», — говорит Роман Студенников, заведующий мастерской реставрации мебели.

Скульптуры имеют размер примерно 45 на 65 см, у них вставные, на шипах, ноги. Хвосты и уши, вероятно, были кожаные, на их месте остались только углубления. Фигуры очень точно передают особенности строения тела северного оленя: у них висящий подгрудок, понурая голова и мягкая округлая морда. Несмотря на полное обугливание, отлично видны вырезанная на морде узда и красная краска, которой были покрыты скульптуры. У оленя на голове имеются отверстия под рога, у важенки голова безрогая, что не только подтверждает ее пол (в целом очертания ее тела заметно изящнее), но и говорит о том, что это редкая разновидность саянского оленя, самого южного по месту обитания (эти олени исчезли к началу ХХ века), более мощного, чем его северные собратья, так что на них можно было ездить верхом.

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

Эти скульптуры — одни из ценнейших экспонатов в собрании музея (который носит имя Леонида Кызласова, архео­лога и историка, посвятившего Сырскому чаа-тасу свои научные работы). Сразу после обнаружения скульптуры укрепили. На поверхности видны следы первой консервации, обмазки густым составом, образовавшим корку. Сейчас его блеск нужно удалить. На обеих фигурах замазаны трещины и выпады — тонированным гипсом или перетертым углем и клеем. В целом все предыдущие реставрации выполнены качественно, однако сейчас тело важенки распалось по старому шву на две части (две ее ноги доделаны годы назад), а одна из ног оленя имеет утраты.

«Наша цель — консервация, сохранение предмета. Конечно, утраты можно доделать, но нужно ли? — говорит Роман Студенников, на столе которого лежат куски березового угля для мангалов — в качестве образцов для изучения. — Этот вопрос будем решать, когда укрепим конструкцию скульптур. Кое-где получается хорошо, а где-то клей уходит вглубь, уголь буквально всасывает его. Фрагменты приходится пропитывать клеем постепенно, каждый раз просушивая как минимум сутки».

Сгоревшую древесину уже изучила дендролог, определившая ее как кедровую. Структура дерева сохранилась настолько хорошо, что возможно даже сделать дендрохронологический анализ — по годовым кольцам узнать, когда и где выросли эти кедры. Музей в Хакасии планирует к декабрю получить скульптуры обратно, чтобы показать их на большой археологической выставке. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+