Сплошные куски угля — вот что по сути представляют собой скульптуры двух северных оленей, которые прибыли во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря из Хакасского национального краеведческого музея в Абакане. Эти объекты были найдены в 1950 году во время археологических раскопок Сырского чаа-таса, группы могильников в Хакасии, на границе степи и горной тайги. Тогда археологи вскрыли сильно обожженную бревенчатую погребальную камеру, заполненную пережженными останками тел и богатым инвентарем, которые были определены как коллективное погребение знатных представителей таштыкской эпохи (I век до н.э. — IV век н.э.).
Останки людей в соответствии с обычаями кремировали дважды: сначала после смерти, а потом пережженные кости кучками складывали в могильник. Мертвых сопровождали разнообразные предметы: глиняная и деревянная утварь, ткани и кожи, модели оружия, скульптуры животных, украшения. Когда могильник наполнялся, его засыпали землей и поджигали. В результате горения при недостатке кислорода некоторые предметы обугливались, сохраняя форму. Так сохранились и скульптуры двух северных оленей из дерева — быка (самца) и важенки (самки).
«Ни с чем подобным мы прежде не сталкивались. Мы работали с обгоревшими произведениями, например царскими вратами XVI века, но там был сгоревший слой только сверху. А тут уже не дерево — это углерод с большим количеством кальция — от костей, которые горели рядом. Он хрупкий и ломается поперек волокон», — говорит Роман Студенников, заведующий мастерской реставрации мебели.
Скульптуры имеют размер примерно 45 на 65 см, у них вставные, на шипах, ноги. Хвосты и уши, вероятно, были кожаные, на их месте остались только углубления. Фигуры очень точно передают особенности строения тела северного оленя: у них висящий подгрудок, понурая голова и мягкая округлая морда. Несмотря на полное обугливание, отлично видны вырезанная на морде узда и красная краска, которой были покрыты скульптуры. У оленя на голове имеются отверстия под рога, у важенки голова безрогая, что не только подтверждает ее пол (в целом очертания ее тела заметно изящнее), но и говорит о том, что это редкая разновидность саянского оленя, самого южного по месту обитания (эти олени исчезли к началу ХХ века), более мощного, чем его северные собратья, так что на них можно было ездить верхом.
Эти скульптуры — одни из ценнейших экспонатов в собрании музея (который носит имя Леонида Кызласова, археолога и историка, посвятившего Сырскому чаа-тасу свои научные работы). Сразу после обнаружения скульптуры укрепили. На поверхности видны следы первой консервации, обмазки густым составом, образовавшим корку. Сейчас его блеск нужно удалить. На обеих фигурах замазаны трещины и выпады — тонированным гипсом или перетертым углем и клеем. В целом все предыдущие реставрации выполнены качественно, однако сейчас тело важенки распалось по старому шву на две части (две ее ноги доделаны годы назад), а одна из ног оленя имеет утраты.
«Наша цель — консервация, сохранение предмета. Конечно, утраты можно доделать, но нужно ли? — говорит Роман Студенников, на столе которого лежат куски березового угля для мангалов — в качестве образцов для изучения. — Этот вопрос будем решать, когда укрепим конструкцию скульптур. Кое-где получается хорошо, а где-то клей уходит вглубь, уголь буквально всасывает его. Фрагменты приходится пропитывать клеем постепенно, каждый раз просушивая как минимум сутки».
Сгоревшую древесину уже изучила дендролог, определившая ее как кедровую. Структура дерева сохранилась настолько хорошо, что возможно даже сделать дендрохронологический анализ — по годовым кольцам узнать, когда и где выросли эти кедры. Музей в Хакасии планирует к декабрю получить скульптуры обратно, чтобы показать их на большой археологической выставке.