18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многонародная Россия представлена в новом зале в Кунсткамере

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

Новый раздел постоянной экспозиции в Кунсткамере — только первый шаг к полной реэкспозиции всей музейной коллекции. Эта масштабная работа стала возможной благодаря поддержке и сотрудничеству ПАО «Газпром»

По замыслу авторов идеи и музейных дизайнеров в основу новой экспозиции «Имперский зал: многонародная Россия» в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН положен реальный эпизод из российской истории — карнавал народов, устроенный императрицей Анной Иоанновной в Петербурге в 1740 году. В нем участвовали представители 150 народов, населявших тогда страну, и это событие, по мнению многих историков, сыграло ключевую роль в процессе рождения и формирования национальной идеи России как многонациональной, многонародной империи, созданной по заветам Петра I.

«Имперская идея Петра — это идея единения народов России, идея достижения великих целей существования нашей страны, — сказал на открытии экспозиции Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром». — Империя — это армия и флот, промышленность и наука, а наука — это, конечно же, Кунсткамера, и она тоже часть имперской идеи Петра о единой многонародной России».

Новая экспозиция состоит из двух основных частей: это композиция из фигур в национальных костюмах «Парад народов» и, напротив нее, «Императорские дары». На стенах размещены фарфоровые бисквитные фигуры из серии «Народности России», выполненные по заказу Николая II мастерами Императорского фарфорового завода под научным кураторством тогдашнего директора Кунсткамеры академика Василия Радлова. Над входами в зал — портреты Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Николая II. На двух проекционных панелях можно посмотреть аудиовизуальные композиции «Парад народов» и «Ледяная свадьба». Интерактивная часть экспозиции позволяет посетителям «переодеться» в костюмы эпохи Анны Иоанновны.

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

В Кунсткамере хранится богатейшая коллекция национальных костюмов, но впервые в новой экспозиции эти костюмы представлены на объемных фигурах.

«Для нас самым сложным было решить, как коллекционные предметы представить на фигурах, — рассказала Юлия Конькова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом. — Мы фактически подгоняли фигуры под костюм: искали конкретных людей, чьи антропологические параметры подходили под размер каждого костюма; с этих людей художники делали манекены. Для изображения лиц брали в основном исторические фотографии».

Всего в экспозиции можно увидеть 23 костюма из музейной коллекции. В одной из витрин показана сцена «Сибирское камлание», где представлены народы Севера и Дальнего Востока: эвенки, чукчи, ненцы, буряты. А также сцена «Напевы кантале» с фигурами в костюмах финно-угорских народов: лопарей, саамов, финнов. В другой витрине можно увидеть сцену «Тюркское застолье» и фигуры в татарских, башкирских, чувашских и казахских костюмах. Завершает композицию «Славянский хоровод».

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

«Когда мы начали готовить экспозицию, то поняли, что не хватает некоторых предметов, поэтому организовали экспедиции, в частности к саамам в поселок Ловозеро, — рассказала Вероника Беляева-Сачук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН. — Нам помогали сотрудники музеев Мурманской области, советовали, что нужно приобрести. Все новые предметы — аутентичные историческим, они выполнены из точно таких же материалов и по старинным технологиям. Например, маленькая сумочка в костюме саамов — это кожа оленя, выделанная по исторической технологии, украшенная вышивкой оловянной нитью. Таких предметов совсем немного, но они играют важную роль для полноценного представления о подлинном костюме».

В разделах с императорскими дарами можно увидеть ковер «Царю-освободителю» (подарок Александру II от болгарского народа), албанский мужской костюм, подаренный Николаю I. Но большую часть витрин занимают предметы, преподнесенные цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, во время его путешествия на Восток. Это оружие из Сиама, индийские ювелирные украшения. Самые богатые дары цесаревич получил в Японии после покушения на его жизнь в городе Оцу. Принц Арисугава Тарухито и члены японского правительства, стремившие сгладить трагический инцидент, буквально завалили наследника русского престола подарками. Два из них — драгоценное старинное оружие и куклу икэ-нингё (кукла-портрет в натуральную величину), изображающую гейшу, танцевавшую для цесаревича, — можно увидеть в музее.

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

Как рассказал Андрей Головнев, директор МАЭ РАН, новая экспозиция — часть более масштабного проекта. «Это начало общей реэкспозиции, и мы бы на нее не решились, если бы не было поддержки Министерства культуры и ПАО „Газпром“, которых мы считаем нашими партнерами и единомышленниками, — сказал Андрей Головнев. — Я очень надеюсь, что это сотрудничество продолжится».

В дальнейших планах музея — создание антропологического кабинета в здании Кунсткамеры и завершение строительства научно-хранительского корпуса с открытым хранением.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+