По замыслу авторов идеи и музейных дизайнеров в основу новой экспозиции «Имперский зал: многонародная Россия» в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН положен реальный эпизод из российской истории — карнавал народов, устроенный императрицей Анной Иоанновной в Петербурге в 1740 году. В нем участвовали представители 150 народов, населявших тогда страну, и это событие, по мнению многих историков, сыграло ключевую роль в процессе рождения и формирования национальной идеи России как многонациональной, многонародной империи, созданной по заветам Петра I.
«Имперская идея Петра — это идея единения народов России, идея достижения великих целей существования нашей страны, — сказал на открытии экспозиции Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром». — Империя — это армия и флот, промышленность и наука, а наука — это, конечно же, Кунсткамера, и она тоже часть имперской идеи Петра о единой многонародной России».
Новая экспозиция состоит из двух основных частей: это композиция из фигур в национальных костюмах «Парад народов» и, напротив нее, «Императорские дары». На стенах размещены фарфоровые бисквитные фигуры из серии «Народности России», выполненные по заказу Николая II мастерами Императорского фарфорового завода под научным кураторством тогдашнего директора Кунсткамеры академика Василия Радлова. Над входами в зал — портреты Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Николая II. На двух проекционных панелях можно посмотреть аудиовизуальные композиции «Парад народов» и «Ледяная свадьба». Интерактивная часть экспозиции позволяет посетителям «переодеться» в костюмы эпохи Анны Иоанновны.
В Кунсткамере хранится богатейшая коллекция национальных костюмов, но впервые в новой экспозиции эти костюмы представлены на объемных фигурах.
«Для нас самым сложным было решить, как коллекционные предметы представить на фигурах, — рассказала Юлия Конькова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом. — Мы фактически подгоняли фигуры под костюм: искали конкретных людей, чьи антропологические параметры подходили под размер каждого костюма; с этих людей художники делали манекены. Для изображения лиц брали в основном исторические фотографии».
Всего в экспозиции можно увидеть 23 костюма из музейной коллекции. В одной из витрин показана сцена «Сибирское камлание», где представлены народы Севера и Дальнего Востока: эвенки, чукчи, ненцы, буряты. А также сцена «Напевы кантале» с фигурами в костюмах финно-угорских народов: лопарей, саамов, финнов. В другой витрине можно увидеть сцену «Тюркское застолье» и фигуры в татарских, башкирских, чувашских и казахских костюмах. Завершает композицию «Славянский хоровод».
«Когда мы начали готовить экспозицию, то поняли, что не хватает некоторых предметов, поэтому организовали экспедиции, в частности к саамам в поселок Ловозеро, — рассказала Вероника Беляева-Сачук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН. — Нам помогали сотрудники музеев Мурманской области, советовали, что нужно приобрести. Все новые предметы — аутентичные историческим, они выполнены из точно таких же материалов и по старинным технологиям. Например, маленькая сумочка в костюме саамов — это кожа оленя, выделанная по исторической технологии, украшенная вышивкой оловянной нитью. Таких предметов совсем немного, но они играют важную роль для полноценного представления о подлинном костюме».
В разделах с императорскими дарами можно увидеть ковер «Царю-освободителю» (подарок Александру II от болгарского народа), албанский мужской костюм, подаренный Николаю I. Но большую часть витрин занимают предметы, преподнесенные цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, во время его путешествия на Восток. Это оружие из Сиама, индийские ювелирные украшения. Самые богатые дары цесаревич получил в Японии после покушения на его жизнь в городе Оцу. Принц Арисугава Тарухито и члены японского правительства, стремившие сгладить трагический инцидент, буквально завалили наследника русского престола подарками. Два из них — драгоценное старинное оружие и куклу икэ-нингё (кукла-портрет в натуральную величину), изображающую гейшу, танцевавшую для цесаревича, — можно увидеть в музее.
Как рассказал Андрей Головнев, директор МАЭ РАН, новая экспозиция — часть более масштабного проекта. «Это начало общей реэкспозиции, и мы бы на нее не решились, если бы не было поддержки Министерства культуры и ПАО „Газпром“, которых мы считаем нашими партнерами и единомышленниками, — сказал Андрей Головнев. — Я очень надеюсь, что это сотрудничество продолжится».
В дальнейших планах музея — создание антропологического кабинета в здании Кунсткамеры и завершение строительства научно-хранительского корпуса с открытым хранением.