18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразильская художница прошла по стопам российской экспедиции

«Самец и самка обезьян из семейства игрунковых». Иоганн Мориц Ругендас. 1823. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
«Самец и самка обезьян из семейства игрунковых». Иоганн Мориц Ругендас. 1823.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Современная бразильская художница Алини Шавиер Минейру посвятила проект в «Царицыно» российской естественно-научной экспедиции двухвековой давности, а также 200-летию независимости своей страны

Выставка «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» посвящена художественному осмыслению наследия Григория Лангсдорфа, который со своей командой в 1824–1829 годах поднялся по Амазонке в глубь Бразилии так далеко, как не удавалось до него ни одному из исследователей. Сама Алини Минейру, бразильская художница и режиссер, родом из Минас-Жерайса, гористого штата на юго-востоке Бразилии, откуда стартуют многие научные экспедиции, отправляющиеся изучать отдаленные районы. И хотя дух странствий очевидно увлекает художницу, о причине выбора темы больше говорит вторая часть названия выставки.

Гербарий, привезенной экспедицией Лагенсдорфа, и созданные под его впечатлением работы Алини Шавиер Минейру в экспозиции выставки. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Гербарий, привезенной экспедицией Лагенсдорфа, и созданные под его впечатлением работы Алини Шавиер Минейру в экспозиции выставки.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

«На ваших глазах» в двух залах Большого дворца в «Царицыно» заново рождается многое. Здесь речь идет о новых знаниях о коренном населении Бразилии и новых видах животных и растений, которые экспедиция Лангсдорфа открывала на каждом шагу. О том, как уникальные, невиданные материалы, ценой здоровья и жизни исследователей привезенные в Петербург, были более чем на столетие забыты в архивах и, по сути, заново открыты в 1930–1950-е годы. О том, что в годы экспедиции (работа по ее организации велась с 1822-го) Бразилия рождалась как самостоятельная страна, и о том, что кое-что в ней так и не успело развиться в полную силу — как многие группы коренных народов, о которых известно только по записям экспедиции Лангсдорфа. На наших глазах из калейдоскопа артефактов складывается некая новая история, в которую дополнительную главу вносят впечатления Алини Минейру от Петербурга и Москвы (она вначале исследовала материалы экспедиции в музеях и архивах города на Неве, а потом, в рамках трехмесячной арт-резиденции — в «Царицыно»).

Зарисовки рыб Амазонки (сомы, рыба-нож, дорадо), сделанные художником экспедиции Эркюлем Флорансом летом 1827 года. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Зарисовки рыб Амазонки (сомы, рыба-нож, дорадо), сделанные художником экспедиции Эркюлем Флорансом летом 1827 года.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Первый зал показывает научные и художественные материалы экспедиции Лангсдорфа, в которые инсталлированы фото, видео, скульптурные и прочие работы Алини Минейру. Иногда они легко различимы. Вот банки с рыбами в формалине, привезенные прямо из Бразилии 200 лет назад: красный паку, пиранья пятнистая и золотой дорадо (предоставлены Зоологическим институтом РАН). А рядом их фото, превращающие выцветшие уже тушки в произведения искусства в колорите старых мастеров. Тут же явно поразившие художницу фото питерских архивов и НИИ, документы экспедиции в огромных коробках. Для выставки Минейру выбрала те документы, что еще не публиковались. На листах гербариев — записи самого Лангсдорфа и его коллег (с ним ездили не только ученые, французские и немецкие, но и художники, большая половина из которых упокоилась в бразильских джунглях), а потом многочисленные штампы и пометки, накопившиеся за 200 лет, заканчивая современными штрих-кодами (предоставлены Ботаническим институтом имени В.Л.Комарова).

Рисунки цветущих растений Бразилии, сделанные художниками экспедиции Йоганнном Морицом Ругендасом, Эркюлем Флорансом и Адрианом Тонеем в 1824-1828 годах. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Рисунки цветущих растений Бразилии, сделанные художниками экспедиции Йоганнном Морицом Ругендасом, Эркюлем Флорансом и Адрианом Тонеем в 1824-1828 годах.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Для создания аудио- и видеоинсталляций Алини Минейру училась работать с проявителями, которыми пользовались первые фотографы, писала чернилами, по составу идентичными чернилам XIX века, изучала приемы таксидермии, применявшиеся в экспедициях того времени, соединяя их с привычными ей методами обработки изображений: 3D-сканированием и видеозахватом с высоким разрешением. В первом зале песню «Святой дух» исполняет чернокожий бразильский певец Маурисио Тизумба. Рядом — рисунок художника экспедиции Эркюля Флоранса, выбранный потому, что он единственный, где изображенные цветные люди не находятся в положении рабов.

Видео-звуковая инсталляция «Перед глазами» Алини Шавиер Минейру. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Видео-звуковая инсталляция «Перед глазами» Алини Шавиер Минейру.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Но настоящее царство звука — второй, подземный зал выставки. Упомянутый Эркюль Флоранс, франко-бразильский художник и изобретатель, придумал собственный способ записи звуков, издаваемых животными, в виде музыкальных партитур. На это художника вдохновил, по его словам, «оркестр птиц», услышанный в Амазонии. Таким образом, Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем биоакустикой. Эти записи художница использовала для грандиозной звуковой инсталляции, в которой слышны голоса рыжебрюхого дрозда сабиа, национальной птицы Бразилии, гологорлого звонаря (арапонга) и трогон-суруку в сочетании со звуками аналоговых и цифровых музыкальных инструментов. Те же звуки преобразованы в видеопроекции на стенах. Бродящий в оглушающей темноте зритель натыкается в ней на удивительные изображения птиц и древесных животных, сделанные самоотверженным Флорансом.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах
До 15 января 2023

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+