18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Миражи и кошмары шаманов Сибири

Фрагмент экспозиции выставки «Сны Сибири».  Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
Фрагмент экспозиции выставки «Сны Сибири».
Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Государственный исторический музей представляет эффектную выставку «Сны Сибири», поводом к которой стало 130-летие Транссибирской магистрали

Экранизация романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» вышла на экраны как раз этой осенью, и на самом деле жалко, что ее создатели, в первую очередь художники, не успели повидать выставку «Сны Сибири», рассказывающую о бесписьменных народностях Пермского края и других приуральских и азиатских регионов России. В фильме бы наверняка тогда прибавилось завораживающей жути. Однако обойдемся и без фильма, благо фантазия кураторов выставки оказалась достаточно кинематографичной и археологические артефакты, которые многими считаются одним из самых унылых типов музейных экспонатов, тут благодаря подаче преобразились, приобретя мощную театральность.

Сквозная тема выставки — 130-летие Транссибирской железнодорожной магистрали. Но мы не увидим тут ни одноименного яйца Фаберже, ни подарков цесаревичу Николаю в честь путешествия по ней — традиционных экспонатов выставок на эту тему.

Проект осуществлен Фондом развития науки и культуры «Таволга», специализирующимся на проведении археологических раскопок. Поэтому на выставке собрали самые главные археологические находки, которые когда-либо были сделаны на территориях, прилегающих к Транссибу, причем не только за последние годы, но и за минувшие два века. Помимо предметов из фондов Исторического музея, привезли вещи из региональных музеев. Это объекты пазырыкской, кондонской, кулайской, окуневской, тагарской, таштыкской культур — из них широкому зрителю известна в лучшем случае первая (из-за эрмитажного ковра, древнейшего в мире). Выставка стремится показать, что все эти археологические культуры достойны запоминания, наравне со скифами и сарматами. И хотя золотых экспонатов в витринах мы не увидим (в основном тут бронза, камень и керамика), настало время признать, что их неведомые авторы были крайне талантливы — такой экспрессией, эмоциональностью обладают созданные ими лики людей и чудовищ на бляшках, статуэтках и каменных глыбах.

Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии.  Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии.
Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей

Отдельно остановимся на этих глыбах. Оказывается, в Енисейской губернии было найдено заметное число каменных стел, на которых изваяны человеческие лица и звериные морды. Некоторые из них, как Бирская стела (конец 3 тыс. — начало 2 тыс. до н.э., РЭМ), так завораживающи, что Ханс Руди Гигер бы одобрил. Показать этот жанр шаманского искусства кураторам очень хотелось, но это технически было невозможно: объекты многотонны. В итоге представлены их копии в натуральную величину.

В числе передовых экспозиционных технологий, призванных впечатлить зрителя, — изображение гигантского медведя, а также избушка на курьих ножках (на самом деле «домик мертвых» финно-угорского населения Урала и Западной Сибири). Все это дополняется совриском, за этот раздел отвечает Кирилл Светляков. Помимо скульптур Даши Намдакова, в которых просматриваются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири, здесь еще и эмали «Двенадцать шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа, керамика Татьяны Ерошенко, а также скульптуры Зандана Дугарова.  

Государственный исторический музей
«Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали
До 6 мая 2023

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+