18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Миражи и кошмары шаманов Сибири

Фрагмент экспозиции выставки «Сны Сибири».  Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
Фрагмент экспозиции выставки «Сны Сибири».
Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Государственный исторический музей представляет эффектную выставку «Сны Сибири», поводом к которой стало 130-летие Транссибирской магистрали

Экранизация романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» вышла на экраны как раз этой осенью, и на самом деле жалко, что ее создатели, в первую очередь художники, не успели повидать выставку «Сны Сибири», рассказывающую о бесписьменных народностях Пермского края и других приуральских и азиатских регионов России. В фильме бы наверняка тогда прибавилось завораживающей жути. Однако обойдемся и без фильма, благо фантазия кураторов выставки оказалась достаточно кинематографичной и археологические артефакты, которые многими считаются одним из самых унылых типов музейных экспонатов, тут благодаря подаче преобразились, приобретя мощную театральность.

Сквозная тема выставки — 130-летие Транссибирской железнодорожной магистрали. Но мы не увидим тут ни одноименного яйца Фаберже, ни подарков цесаревичу Николаю в честь путешествия по ней — традиционных экспонатов выставок на эту тему.

Проект осуществлен Фондом развития науки и культуры «Таволга», специализирующимся на проведении археологических раскопок. Поэтому на выставке собрали самые главные археологические находки, которые когда-либо были сделаны на территориях, прилегающих к Транссибу, причем не только за последние годы, но и за минувшие два века. Помимо предметов из фондов Исторического музея, привезли вещи из региональных музеев. Это объекты пазырыкской, кондонской, кулайской, окуневской, тагарской, таштыкской культур — из них широкому зрителю известна в лучшем случае первая (из-за эрмитажного ковра, древнейшего в мире). Выставка стремится показать, что все эти археологические культуры достойны запоминания, наравне со скифами и сарматами. И хотя золотых экспонатов в витринах мы не увидим (в основном тут бронза, камень и керамика), настало время признать, что их неведомые авторы были крайне талантливы — такой экспрессией, эмоциональностью обладают созданные ими лики людей и чудовищ на бляшках, статуэтках и каменных глыбах.

Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии.  Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии.
Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей

Отдельно остановимся на этих глыбах. Оказывается, в Енисейской губернии было найдено заметное число каменных стел, на которых изваяны человеческие лица и звериные морды. Некоторые из них, как Бирская стела (конец 3 тыс. — начало 2 тыс. до н.э., РЭМ), так завораживающи, что Ханс Руди Гигер бы одобрил. Показать этот жанр шаманского искусства кураторам очень хотелось, но это технически было невозможно: объекты многотонны. В итоге представлены их копии в натуральную величину.

В числе передовых экспозиционных технологий, призванных впечатлить зрителя, — изображение гигантского медведя, а также избушка на курьих ножках (на самом деле «домик мертвых» финно-угорского населения Урала и Западной Сибири). Все это дополняется совриском, за этот раздел отвечает Кирилл Светляков. Помимо скульптур Даши Намдакова, в которых просматриваются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири, здесь еще и эмали «Двенадцать шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа, керамика Татьяны Ерошенко, а также скульптуры Зандана Дугарова.  

Государственный исторический музей
«Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали
До 6 мая 2023

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+