18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

До легендарных звезд футуризма и дадаизма рукой подать

Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920. Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920.
Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Екатерины Истоминой, которую читатели знали в основном как журналиста, знакомит с ее научными интересами. Под ее пером герои и события европейского театрального авангарда становятся не просто более понятными, но еще и заново интригующими

Журналист Екатерина Истомина (1974–2021) была знакома большинству своих читателей как обозреватель новинок модных и ювелирных домов, часовых и автомобильных ярмарок. Но книга с подзаголовком «Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920» представляет ее как историка и академического исследователя. Этот поворот — далеко не единственный в судьбе и характере Кати, к чему отсылает и главное название книги — «Вызов звездам».

Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.
Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.

Она училась в балетном училище, закалившем ее дух. После травмы, исключившей карьеру балерины, окончила факультет театроведения Российского института театрального искусства (ГИТИС), стала кандидатом наук, начала преподавать. А потом резко сменила интересы — ушла в журналистику, работала в газете «Iностранец» и наконец в «Коммерсанте». Она стала едва ли не единственным автором, которому модные бренды, с почти звериной серьезностью их пресс-отделов, позволяли в статьях иронию. И также едва ли не единственным журналистом, чей текст, написанный для условного приложения на тему стиля или роскоши, можно было бы ставить на первую полосу основной газеты. Катя обладала потрясающим чувством языка, умением не допустить ни грана пошлой, «буржуазной» интонации, пропитывая свои тексты (или «заметки», как говорилось в «Ъ») остроумием и веселым сарказмом. То, что порой называют любовью к спорту, в ней было несомненной любовью к опасности.

Текст книги, подготовленный к печати мамой Кати Людмилой Истоминой, ее коллегами и друзьями при поддержке ГИТИС, имеет в основе кандидатскую диссертацию. Это внятная и четко структурированная (как и все, что писала Екатерина Истомина) история в основном итальянского и французского театрального авангарда, футуризма и дадаизма. Из книги постепенно становится ясно, как удачно выбрана тема: футуристы, прокламирующие динамизм, активное движение всего и публичный скандал, и дада с его индивидуализмом и тяготением к абсурду. Два течения, не терпящие друг друга и оба отвергающие традиционные ценности буржуазного мира, остро чувствующие раскол, тревожное существование между обломками эпох.

Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923. Фото: Museum of Modern Art
Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923.
Фото: Museum of Modern Art

Для человека, знавшего Екатерину Истомину лично, это чистый портрет автора, для читателя — плотно уложенная, насыщенная история европейского театра и изобразительного искусства. Персонажи-то были одни и те же.

Филиппо Томмазо Маринетти с торчащими усами, изрыгающий свои яростные манифесты под градом гнилых апельсинов, придумавший приклеивать зрителей к театральным креслам. «Коротышка» Тристан Тцара и абстрактные дадаистские танцы в негритянских масках, которые исполняла Софи Тойбер, жена Ханса Арпа. Описания спектаклей, сыгранных один-два раза и оформленных Анри Тулуз-Лотреком, Эдвардом Мунком и Полем Гогеном. Футуристические представления, где актер или носил костюм-панцирь, закрывающий все тело и лицо, или вовсе был заменен неоновым светом («актер-газ») или самолетом (а сценой было небо). Дадаистские персонажи — органы человеческого тела — и актеры, играющие спиной к публике.

Текст книги насыщен описаниями и примерами, которые создают яркую и запоминающуюся картину первых десятилетий европейского авангарда. Все эти искания, а также «смелость их экспериментов, безумие идей и непоколебимая вера в себя», как пишет автор, закрепили за итальянским футуризмом и интернациональным дадаизмом важное место в истории искусства ХХ века (театра, музыки, живописи) и создали основу для рождения новых его форм: перформанса, хеппенинга, иммерсивного театра.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+