18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

До легендарных звезд футуризма и дадаизма рукой подать

Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920. Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920.
Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Екатерины Истоминой, которую читатели знали в основном как журналиста, знакомит с ее научными интересами. Под ее пером герои и события европейского театрального авангарда становятся не просто более понятными, но еще и заново интригующими

Журналист Екатерина Истомина (1974–2021) была знакома большинству своих читателей как обозреватель новинок модных и ювелирных домов, часовых и автомобильных ярмарок. Но книга с подзаголовком «Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920» представляет ее как историка и академического исследователя. Этот поворот — далеко не единственный в судьбе и характере Кати, к чему отсылает и главное название книги — «Вызов звездам».

Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.
Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.

Она училась в балетном училище, закалившем ее дух. После травмы, исключившей карьеру балерины, окончила факультет театроведения Российского института театрального искусства (ГИТИС), стала кандидатом наук, начала преподавать. А потом резко сменила интересы — ушла в журналистику, работала в газете «Iностранец» и наконец в «Коммерсанте». Она стала едва ли не единственным автором, которому модные бренды, с почти звериной серьезностью их пресс-отделов, позволяли в статьях иронию. И также едва ли не единственным журналистом, чей текст, написанный для условного приложения на тему стиля или роскоши, можно было бы ставить на первую полосу основной газеты. Катя обладала потрясающим чувством языка, умением не допустить ни грана пошлой, «буржуазной» интонации, пропитывая свои тексты (или «заметки», как говорилось в «Ъ») остроумием и веселым сарказмом. То, что порой называют любовью к спорту, в ней было несомненной любовью к опасности.

Текст книги, подготовленный к печати мамой Кати Людмилой Истоминой, ее коллегами и друзьями при поддержке ГИТИС, имеет в основе кандидатскую диссертацию. Это внятная и четко структурированная (как и все, что писала Екатерина Истомина) история в основном итальянского и французского театрального авангарда, футуризма и дадаизма. Из книги постепенно становится ясно, как удачно выбрана тема: футуристы, прокламирующие динамизм, активное движение всего и публичный скандал, и дада с его индивидуализмом и тяготением к абсурду. Два течения, не терпящие друг друга и оба отвергающие традиционные ценности буржуазного мира, остро чувствующие раскол, тревожное существование между обломками эпох.

Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923. Фото: Museum of Modern Art
Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923.
Фото: Museum of Modern Art

Для человека, знавшего Екатерину Истомину лично, это чистый портрет автора, для читателя — плотно уложенная, насыщенная история европейского театра и изобразительного искусства. Персонажи-то были одни и те же.

Филиппо Томмазо Маринетти с торчащими усами, изрыгающий свои яростные манифесты под градом гнилых апельсинов, придумавший приклеивать зрителей к театральным креслам. «Коротышка» Тристан Тцара и абстрактные дадаистские танцы в негритянских масках, которые исполняла Софи Тойбер, жена Ханса Арпа. Описания спектаклей, сыгранных один-два раза и оформленных Анри Тулуз-Лотреком, Эдвардом Мунком и Полем Гогеном. Футуристические представления, где актер или носил костюм-панцирь, закрывающий все тело и лицо, или вовсе был заменен неоновым светом («актер-газ») или самолетом (а сценой было небо). Дадаистские персонажи — органы человеческого тела — и актеры, играющие спиной к публике.

Текст книги насыщен описаниями и примерами, которые создают яркую и запоминающуюся картину первых десятилетий европейского авангарда. Все эти искания, а также «смелость их экспериментов, безумие идей и непоколебимая вера в себя», как пишет автор, закрепили за итальянским футуризмом и интернациональным дадаизмом важное место в истории искусства ХХ века (театра, музыки, живописи) и создали основу для рождения новых его форм: перформанса, хеппенинга, иммерсивного театра.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+