В прессе о вас пишут как о коллекционере современного искусства и библиофиле. Расскажите, пожалуйста, в двух словах о своих собраниях. Что входит в сферу ваших интересов?
Прежде всего книги. Это мое основное увлечение. Я собираю несколько направлений: прижизненные издания русских классиков XVIII–XX веков, дореволюционные литературные журналы, книги по истории России, а также корпус книг, в первую очередь мемуары, и периодика времени обеих революций 1917 года и Гражданской войны. Собираю также отдельные, ситуативно заинтересовавшие меня коллекции. Например, однажды я купил на одном из аукционов детскую книжку 1921 года издательства Гаврилы Мириманова, очень яркую и необычную не только для того времени, но и для нашего поколения. Заинтересовался этим издательством. Оказалось, что оно, просуществовав с 1921 по 1929 год, выпускало детскую литературу и после ареста издателя впоследствии было забыто. Это фантастические издания! К работе привлекались лучшие художники, лучшие авторы. Так я начал искать и покупать эти книги. На базе собранной коллекции выпустили первый каталог издательства Мириманова, скоро в Литературном музее проведем выставку. По такому же принципу сейчас заканчиваю формирование каталога издательства «Имажинисты», попутно собрав большинство выпущенных самими имажинистами изданий. Также планирую выставку этой коллекции.
Родился в 1979 году в Курске. Окончил Военный университет Министерства обороны. Профессиональный инвестор в финансовые и промышленные активы, совладелец и председатель совета директоров Транспортной группы FESCO. По инициативе Андрея Северилова компания с 2021 года является партнером Государственной Третьяковской галереи. Учредитель Благотворительного фонда помощи детям «От сердца к сердцу», соучредитель журнала «Собрание», основатель культурного центра Elohovskiy Gallery.
Все свои книги я тщательно реставрирую, и как-то постепенно из собирательства книг у меня в руках возник целый библиофильский кластер: аукционный дом «Книжная полка», реставрационная мастерская, журнал «Собрание» и издательство «Арт. Собрание». Из последнего — у нас недавно вышла книга молодого искусствоведа Алины Пушкаревой о египетских мотивах в московской архитектуре XIX–ХХ веков.
Если я правильно помню, вы были причастны также к деятельности аукционного дома «Кабинет».
Это было очень давно, еще в 2005 году, но действительно так получилось, что я в свое время помог Константину Журомскому и Ксении Цанн-кай-си запустить аукционный дом «Кабинет». Сейчас у них продолжаю периодически что-то покупать. А несколько лет назад создал собственный аукционный дом «Книжная полка». Он изначально планировался именно для продажи антикварных книг и букинистики, но теперь команда расширила свою деятельность на предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тогда спрошу прямо. Как вы сами это воспринимаете: аукционный дом, теперь вот Elohovskiy Gallery — это для вас все-таки еще одно направление бизнеса или чистая благотворительность, меценатская деятельность?
Хотелось бы, конечно, полагать, что эти проекты в перспективе обеспечат возврат вложенных средств и принесут прибыль, так что с этой точки зрения это бизнес. Но в то же время я вижу в этой деятельности свою благотворительную миссию и воспринимаю ее как реализацию моей ответственности перед обществом. Но, безусловно, для того, чтобы успешно совместились обе эти частности, требуется и время, и слаженная работа команды.
Если говорить о социальной ответственности, то компания, которую вы возглавляете, FESCO, уже несколько лет активно сотрудничает с Третьяковской галереей в ее проектах на Дальнем Востоке.
И не только на Дальнем Востоке. Во Владивостоке мы совместно работаем над открытием их нового межмузейного культурного центра, но договорились также о нашей поддержке в создании филиала Третьяковской галереи в Калининграде. Вообще же наше сотрудничество тесное. Например, после того как Зельфира Исмаиловна (Трегулова, директор Третьяковки. — TANR) на пресс-конференции по случаю завершения реставрации полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» рассказала о поисках спонсора и сложностях с заказом на изготовление импортного антибликового и антивандального стекла для защиты картины, я на следующий день позвонил ей и предложил помощь. Мы полностью оплатили счета подрядчиков и надеемся, что в ближайшее время картина снова будет выставлена в Третьяковке и не уйдет в запасники, как предполагалось изначально.
Расскажите, пожалуйста, о Elohovskiy Gallery.
Уже сейчас сформирован объем коллекций разной направленности: антикварные книги, периодика, графика. Это, скорее, камерная история, поэтому для подобных экспозиций отведены небольшие пространства подвалов XVIII века, а верхний зал будет посвящен преимущественно современному искусству, его размеры позволяют выставлять в том числе большие вещи.
То есть это площадка для экспонирования вашей коллекции?
Не только моей. За годы, что я увлекаюсь этой темой, сложился широкий круг партнеров и единомышленников. Мы планируем делать выставки из частных собраний — букинистических, графических, архивных документов, возможно.
Откровенно говоря, пока сложно представить себе, как это может быть объединено с современным искусством. Кто из авторов представлен в вашем собрании и что можно будет увидеть на выставках в Elohovskiy Gallery?
Я много лет дружу с одним из основателей сервиса онлайн-аукционов Bidspirit Александром Кислевским, до сих пор покупаю на торгах работы молодых российских художников. На мой взгляд, современное искусство — беспроигрышный вариант. Оно в России относительно недорогое и одновременно имеет хороший потенциал роста. Кроме того, произведения современных авторов — идеальный подарочный фонд. У меня достаточно широкий круг общения, и все друзья уже знают, что я обычно дарю произведения искусства и редкие издания книг.
Если говорить о современном искусстве в Elohovskiy Gallery, то этим сегментом в большей степени занимаются мои партнеры Марианна Петренко и Андрей Яковлев. Мы, в принципе, открыты для любых авторов. Главное, чтобы их творчество не было излишне шокирующим. Я сторонник умеренности.
Сооснователь Elohovskiy Gallery, управляющий партнер, архитектор
Elohovskiy Gallery — культурный центр, цель которого — сделать видимыми горизонтальные связи между классическим и современным искусством, а также между произведением и зрителем, создав пространство синергии, через выставочную и образовательную деятельность. Основная цель, которую ставит перед собой команда галереи, — это выстраивание связи между разными направлениями и медиумами в искусстве. Классическое и инновационное, ретроспективное и перспективное как поле исследования и репрезентации. Культурный центр, где чувствуется синтез просвещенного XVIII столетия и функциональность XXI века, станет лабораторией, где теории искусства будут проверяться на практике. Для первой выставки центра мы пригласили к участию мэтра академической скульптуры Андрея Николаевича Ковальчука. Я большая поклонница его творчества и считаю его одним из ведущих скульпторов-монументалистов в России. Другой автор — Грегори Эмви, Григорий Масленников. Он, наоборот, представитель актуального искусства. Я предложила ему порассуждать в работах о старой и новой России, об истории этого особняка, о представленных здесь коллекциях. И он создал потрясающий цикл полотен с применением разных техник, от текстиля до неона.
У нас также будет open call для молодых художников, хотя мы не вводим никаких ограничений по возрасту в условиях проекта. Нам в первую очередь интересно послушать их, посмотреть работы, может быть, открыть новых авторов. Что они думают о современном искусстве, о текущей ситуации, как могут проявить себя?
Образовательную программу для нашего центра готовит Людмила Ларионова, научный сотрудник Государственной публичной исторической библиотеки. У нее талант глубоко погружаться в тему и умение увлекать слушателей своих лекций. Она будет создавать курсы по истории искусства, русской литературе, этикету.