Центральным лотом на лондонских торгах старых мастеров Sotheby’s 7 декабря станет картина, которую аукционный дом позиционирует в пресс-релизе как «самую значительную» работу Тициана, выставленную на торги в этом столетии. Хотя в каталоге она атрибутируется Тициану и его мастерской, в пресс-релизе упоминается только сам мастер.
Картина «Венера и Адонис» (около 1555–1557, эстимейт £8–12 млн) названа по имени изображенных на ней мифологических персонажей. Она связана с серией «поэзий» Тициана, включающей шесть крупноформатных картин, написанных в период между 1554 и 1562 годом по заказу короля Испании Филиппа II и вдохновленных сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия и других классических произведений. Все «поэзии» существуют в нескольких версиях, в создании каждой из которых Тициан и его мастерская принимали участие в разном соотношении. Картина «Венера и Адонис», написанная для Филиппа II и датируемая 1554 годом, хранится в мадридском Прадо. Эксперты музея считают, что именно она выполнена целиком Тицианом. Большинство исследователей также сходятся на том, что это наиболее ранняя и искусно написанная из существующих версий. Впрочем, несколько лет назад российский искусствовед Виктория Маркова, увидев вариант этой композиции из частного собрания, предположила, что это работа самого Тициана. Произведение длительное время было на хранении в ГМИИ имени Пушкина; музей даже надеялся приобрести работу с помощью спонсоров, но владелец неожиданно прервал переговоры и увез работу в Швейцарию. Та вещь полностью совпадает композиционно с вариантом из Прадо, и, по косвенным данным, есть основания предполагать, что она является искомым авторским прототипом. Другие версии находятся в собраниях Национальной галереи в Лондоне и Национальной художественной галереи в Вашингтоне.
В предыдущий раз версия, которая будет выставлена на Sotheby’s, появлялась на рынке в 1998 году со значительно более скромным эстимейтом в £1–1,5 млн на лондонских торгах Christie’s, где она так и осталась непроданной. Тогда ее выставил коллекционер Патрик де Шарман. Он умер в 2010 году, и теперь картина попала на Sotheby’s от одного из его родственников. Значительную часть времени работа хранилась в Лозанне в Швейцарии, из-за чего ее иногда называют «лозаннской версией». В числе ее прежних владельцев был принц Евгений Савойский; с 1723 года картина украшала его только что построенный дворец Верхний Бельведер в Вене. Сейчас она экспонируется в головном офисе Sotheby’s в Лондоне и находится в Великобритании по временному разрешению. В ноябре она также примет участие в предаукционном турне с показами в Нью-Йорке и Гонконге.
Сопредседатель отдела живописи старых мастеров Sotheby’s Джордж Гордон рассказывает, что на эстимейт этой работы «частично повлияла» состоявшаяся в 1991 году на лондонских торгах Christie’s продажа за £7,4 млн другой версии «Венеры и Адониса», атрибутируемой Тициану и с 1992 года хранящейся в Музее Гетти.
В пресс-релизе Sotheby’s говорится, что по сравнению с другими приписываемыми Тициану (и его мастерской) версиями «Венеры и Адониса» эта картина выставлялась редко, и поэтому «она в значительной степени обойдена вниманием в обширной литературе, посвященной художнику». Все изменилось после технико-технологического анализа, проведенного в 2015 году. В 2017-м искусствовед Томас далла Коста курировал выставку «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России» в Пушкинском музее, где, кстати, была представлена и работа из частного собрания, которую атрибутировала Маркова. В 2019-м далла Коста опубликовал книгу “Venere e Adone” di Tiziano: arte, cultura e società tra Venezia e l’Europa («„Венера и Адонис“ Тициана. Искусство, культура и общество между Венецией и Европой»), в которой представил «наглядные доказательства авторства художника». Искусствовед также принял участие в подготовке выставки 2021 года в Музее истории искусств в Вене, где картина с Sotheby’s была обозначена как «безоговорочный» Тициан.
Однако Чарльз Хоуп, бывший директор Института Варбурга в Лондоне и ведущий мировой эксперт по творчеству Тициана, подозревает, что «Тициан лично практически не принимал участия» в создании большинства версий «Венеры и Адониса». «Судя по всему, у него были опытные ассистенты, которым он доверял работу такого рода».
С его интерпретацией согласуется эстимейт Sotheby’s, «неправдоподобно низкий для подлинника Тициана такого размера и периода». Тем не менее, если картина достигнет своего нижнего эстимейта, она станет второй по стоимости работой Тициана, проданной на аукционе.
Сейчас рекорд составляет $16,9 млн за «Мадонну с младенцем Христом, святым Лукой и святой Екатериной» («Святое собеседование») (около 1560), проданную на нью-йоркских торгах Sotheby’s в 2011 году.
«Тициан, как и почти все его современники, держал мастерскую, которая помогала ему выполнять заказы. Ученые продолжают дискутировать о степени участия таких великих художников в создании отдельных работ», — говорится в пресс-релизе Sotheby’s.