Столичная улица Радио для «лириков» — это в первую очередь усадьба Демидова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ). Но для «физиков» — квартал Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Во всех смыслах на стыке между ними — особняк Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского, в 2020 году перешедший в ведение Министерства культуры РФ и ставший московским филиалом Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге.
В 1776–1803 годах здание принадлежало коллежскому советнику Ивану Головину; тогда и появилась основная часть особняка (сейчас она определяется по небольшим окошкам на двухэтажном объеме). В XIX веке дом часто менял хозяев, здесь располагались магазины, склады, трактир. Купец Михайлов, один из владельцев здания, в начале ХХ века его перестроил — так появились современный вход, парадная лестница и задняя часть дома, — и сдавал внаем.
В 1915 году здесь обосновались Теоретические курсы авиации при Московском техническом училище (сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана), которые возглавил профессор, член-корреспондент Императорской академии наук Николай Жуковский, преподававший в училище теорию воздухоплавания. Шла Первая мировая война, сомнений в необходимости развития авиации больше не было, и в тихом особняке на четырехмесячных курсах проходили теоретическую подготовку будущие летчики. После революции Жуковский вместе с учениками убедил Совет народных комиссаров в необходимости создания научного института по проблемам авиации, авиационной науки и аэродинамики — и с декабря 1918 года в здании начал работу Центральный аэрогидродинамический институт.
Признание заслуг Жуковского подтверждалось постановлением Совнаркома 1920 года за подписью Ленина, где ученый был назван — буквально — «отцом русской авиации». Любопытно, что сам он в воздух поднимался только один раз — на воздухоплавательной выставке в Париже, в корзине привязанного к земле воздушного шара. Однако на высоте почувствовал себя плохо, сел на дно корзины, закрыл глаза и дождался, когда его спустят на землю.
В 1920-е годы институт занимал уже целый квартал, в 1930-х авиаторы получили площадку в Подмосковье (сейчас это город Жуковский). В 1947 году, когда отмечалось 100-летие Николая Жуковского, особняк на улице Радио было решено передать под музей, в создании которого принимали участие ученики профессора — ведущие советские авиаконструкторы. Он был открыт 17 января 1956 года, и ленточку на открытии перерезал Андрей Туполев.
Сегодня музей рассказывает об истории русской авиации — от первых летательных аппаратов тяжелее воздуха до авиации наших дней, сохраняя научные фонды самого Николая Жуковского, его библиотеку, а также научные фонды его учеников.
В собрании музея есть первый серийный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом, созданный пионером немецкой авиации Отто Лилиенталем и приобретенный Жуковским. В одном из залов размещена большая аэродинамическая труба, построенная в 1909 году по проекту Туполева под руководством Жуковского его учениками — членами воздухоплавательного кружка. Скорость потока воздуха в трубе достигала 22 м/с, и ее использование способствовало целому ряду открытий.
Рядом с музеем продолжает работу, как его называют, «московский» ЦАГИ. Здесь, на закрытой ведомственной территории, действуют аэродинамическая труба постройки середины 1920-х годов и гидроканал, созданный в 1930-е годы для отработки морских самолетов (их действующие модели можно увидеть в музее). А соседнее здание, которое сейчас занимает ВХНРЦ им. Грабаря, было построено в середине 1920-х специально для отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства Туполева, потому что в особняке не хватало места для размещения самолетов. В музее можно увидеть десятки моделей летательных аппаратов, самым старым из которых больше 100 лет. Например, большую модель четырехдвигательного самолета, построенного по проекту Игоря Сикорского. Она изготовлена в 1915 году на том же Русско-Балтийском вагонном заводе, где был сделан первый бомбардировщик.
Художественных экспонатов в музее меньше, чем технических, но и они заслуживают внимания. За выполненный из дерева портрет кораблестроителя, академика Алексея Крылова скульптор Вера Мухина в 1946 году была удостоена Сталинской премии (в музее представлен вариант портрета в бронзе). Еще одна работа Мухиной — скульптурный портрет летчицы Екатерины Будановой, сражавшейся в легендарном отряде «Ночные ведьмы» и погибшей в 27 лет. Портрет прославленного летчика Валерия Чкалова создавался скульптором Саррой Лебедевой с натуры. В силу постоянной занятости Чкалова эти сеансы позирования довольно часто откладывались, и после его трагической гибели Лебедева решила оставить портрет незавершенным. На рисунках члена-корреспондента Академии художеств СССР Ивана Космина — портреты с натуры Андрея Туполева (созданный им же живописный портрет конструктора находится в Русском музее).
В собрании музея есть коллекция произведений летчика и члена Союза художников СССР Андрея Юмашева, друга и ученика Роберта Фалька. Юмашев входил в состав экипажа, совершившего в 1937 году второй беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США) и поставившего рекорд дальности. По его воспоминаниям, в самолете совсем не было места, но он все же положил в карман кисть и краски. Уже в Калифорнии, глядя из окна отеля, он написал акварель «Первое утро в Америке», которую сейчас можно увидеть в экспозиции.
В планах Музея Жуковского — выставка, посвященная Андрею Туполеву; она приурочена к юбилейным датам, связанным и с самим авиаконструктором, и с его конструкторским бюро.