18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки Франка Ауэрбаха — загадочные и самодостаточные

Франк Ауэрбах в своей студии. 2015. Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
Франк Ауэрбах в своей студии. 2015.
Фото: Nicola Bensley/Piano Nobile
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

На протяжении десятилетий живопись классика послевоенного искусства затмевала его графические работы. Но пришло время присмотреться и к ним

Работы Франка Ауэрбаха (р. 1931), немецкого еврея, еще ребенком переправленного в Великобританию и сделавшего там впечатляющую художественную карьеру, давно привлекают к себе и зрителей, и искусствоведов. Только за последние годы его творчеству была посвящена целая вереница выставок и книжных публикаций, включая переиздания. Так что же нового может предложить книга «Франк Ауэрбах: рисунки людей» своим читателям?

Как следует из заголовка, издание сосредоточено на портретных рисунках, чему прежде уделялось мало внимания. Соредактор книги Марк Халлетт, директор по исследованиям в Центре Пола Меллона в Лондоне, полагает, что такие изображения часто «пропадают из поля зрения, вытесняются» в силу активного интереса к живописным работам Ауэрбаха. Краткое введение Халлетта погружает в контекст творчества художника, а далее следуют пять эссе, предлагающие свежие точки зрения.

Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке
Frank Auerbach: Drawings of People/Mark Hallett and Catherine Lampert, eds. Paul Mellon Centre; Yale. 336 с.: 200 ил. £40, $50. На английском языке

Джеймс Финч, помощник куратора по искусству XIX–XX веков в Тейт, отмечает острую потребность Ауэрбаха переносить свои впечатления на бумагу. Любопытна и связь, которую Финч выявляет между его работами и определением портретной живописи, сформулированным искусствоведом Эрвином Панофски в «Ранней нидерландской живописи» (1953). Речь об идеях индивидуальности и тотальности, которые Ауэрбах выражает с помощью изображения своих моделей в пустом пространстве.

Дэвид Алан Меллор, профессор Университета Сассекса, находит новые контексты портретных рисунков Ауэрбаха в произведениях Чарльза Диккенса, Уолтера Сикерта, Антонена Арто и английского художника Джеральда Уайльда. Меллор также доказывает важность влияния на Ауэрбаха кинематографа, театра, мюзик-холла и рекламы.

Эссе Кейт Аспиналл посвящено процессу рисования. Историк искусства и художница внимательна к деталям, при этом она делает важное обобщение: «Глядя на рисованные портреты Ауэрбаха, мы оказываемся в подвешенном состоянии между уверенностью и растворением».

Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60. Фото: Tate
Франк Ауэрбах. «Голова E. O.W». 1959–60.
Фото: Tate

Художника и писателя Александра Массураса интересует прежде всего то, каким образом эти работы приобретают эффект длительности во времени. Исследуя опять-таки кинематографические качества рисунков Ауэрбаха, Массурас делает несколько сравнений с работами Уильяма Колдстрима. Также он отмечает, что «субъект — это не просто натурщик в его или ее физическом образе, это встреча человека с Ауэрбахом в контексте его студии».

Как раз о взаимоотношениях автора с натурщиками идет речь в эссе Барнаби Райта, заместителя директора Галереи Курто. На примере девяти постоянных моделей этого художника он демонстрирует, как сама жизнь разворачивается и трансформируется в рисунках Ауэрбаха. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+