18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

История советского андерграунда из-под глыб западной периодики

Акция Михаила Чернышова и группы «Красная звезда» «30 лет ООН». 28 декабря 1975. Фото: Георгий Кизевальтер/Russian Art Archive Network
Акция Михаила Чернышова и группы «Красная звезда» «30 лет ООН». 28 декабря 1975.
Фото: Георгий Кизевальтер/Russian Art Archive Network
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

О том, как иностранные журналисты преподносили неофициальное искусство в СССР, рассказано в новой книге Георгия Кизевальтера — не только свидетеля, но и участника многих событий, упомянутых в этом исследовании

Концептуалист Георгий Кизевальтер известен и как хроникер не­официальной художественной жизни. Колоссальный фотоархив, переданный им в Музей современного искусства «Гараж», фиксирует жизнь андерграунда 1970–1980-х годов: от квартирных выставок и акций группы «Коллективные действия», участником которой он был, до бытования художников в их мастерских. Собранные им письменные и устные свидетельства героев подпольной культуры сформировали два сборника: «Эти странные семидесятые» (2010) и «Переломные восьмидесятые» (2014). А начиная с книги «Время надежд, время иллюзий» (2018) к интервью, письмам и эссе добавились другие источники, прежде всего материалы периодической печати, дающие взгляд не изнутри, а со стороны.

Новый сборник «Репортажи из-под-валов», следующий тому же принципу, позволяет окинуть советский андерграунд, ютившийся в подвальных выставочных залах и мастерских, глазами европейских и американских журналистов: большую часть книги занимает дайджест их публикаций с комментариями Кизевальтера. Вообще, «западоцентризм» — одна из наиболее болезненных точек мирового арт-дискурса, то, от чего всеми силами пытаются излечиться. Но автор книги, вопреки трендам, решает надавить на нее побольнее. И справедливо: нам рано отнекиваться от того, что до сих пор волнует и задевает. Чего греха таить, в условиях сложных, откровенно нездоровых отношений, которые складываются у нас с «коллективным Западом» (если обратиться к сегодняшней риторике), его взгляд на что угодно «наше», даже если это взгляд из прошлого, не может не интриговать. Этот взгляд может быть ошибочным и наивным (как в картине «Ностальгический вид на Кремль из Нью-Йорка» Виталия Комара и Александра Меламида, помещенной на обложку), но зачастую он необходим.

Георгий Кизевальтер. «Репортажи из-под-валов. Альтернативная история неофициальной культуры в 1970-х и 1980-х годах в СССР глазами иностранных журналистов, дополненная интервью с ее героями». М.: Новое литературное обозрение, 2022. 344 с. (Серия «Критика и эссеистика»)
Георгий Кизевальтер. «Репортажи из-под-валов. Альтернативная история неофициальной культуры в 1970-х и 1980-х годах в СССР глазами иностранных журналистов, дополненная интервью с ее героями». М.: Новое литературное обозрение, 2022. 344 с. (Серия «Критика и эссеистика»)

Так, он способен пошатнуть веру в мифы, которые по ту сторону «железного занавеса» оказались нежизнеспособны. Можно имитировать иностранных художников, пользуясь тем, что большинству соотечественников они неизвестны, и датировать работы задним числом, стремясь остаться в истории первопроходцем, но с точки зрения зарубежного арт-критика ты будешь вторичен. «У них получались почтовые марки в стиле Ротко», — цитирует автор американскую журналистку, вынесшую вердикт советским абстрактным экспрессионистам.

«Зеркало западной периодики», в которое предлагает взглянуть Кизевальтер, отражает подпольную культуру с неизбежными искажениями — но все-таки отражает, в отличие от периодики советской, для которой андерграунд был в слепой зоне. Причем зеркало это отражает не только громкие события вроде разгона Бульдозерной выставки на пустыре в Беляеве (1974), но и едва заметные эпизоды — как, например, попытку художников собраться через год на том же месте. Любопытно узнать и о санкционированных Минкультом СССР выставках русского авангарда за рубежом, хотя внутри страны такие выставки оставались утопией.

Группа СЗ (Виктор Скерсис, Вадим Захаров). Акция «Бруклинский мост» в рамках однодневной выставки «APTART за забором». Тарасовка, Московская область. 1983. Фото: Георгий Кизевальтер/Russian Art Archive Network
Группа СЗ (Виктор Скерсис, Вадим Захаров). Акция «Бруклинский мост» в рамках однодневной выставки «APTART за забором». Тарасовка, Московская область. 1983.
Фото: Георгий Кизевальтер/Russian Art Archive Network

Книга выстроена как некая комната кривых зеркал. В заглавии преломляется название диссидентского сборника статей «Из-под глыб» (Париж, 1974). Точки зрения западных журналистов «ионизированы идеологией» подчас не меньше, чем у журналистов советских. Память и индивидуальная оптика самих художников, которым дается слово во второй части книги (среди них — Владимир Андреенков, Франциско Инфанте, Михаил Чернышов и другие), тоже не вполне надежна. Недаром свое­образным послесловием здесь служит необычное открытое письмо карикатуриста Вячеслава Сысоева, призывавшего коллег по цеху объединиться в деле противостояния злу, какие бы формы оно ни принимало.

Карикатура тоже искажение, но при этом она правдиво выпячивает характерные черты объекта. Так же и альтернативная история субъективных мнений и личных наблюдений может помочь исследователю обнаружить нечто важное, но прежде непроявленное.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+