18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Могила «последнего авангардиста» найдена в Алма-Ате

Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент. Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент.
Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В бывшей столице Казахстана после долгих поисков обнаружено и облагорожено захоронение художника Сергея Калмыкова, ученика Кузьмы Петрова-Водкина и героя романа Юрия Домбровского

После почти полувека забвения и десяти лет активных поисков энтузиасты нашли место захоронения Сергея Калмыкова (1891–1967). Авангардист и экспрессионист, ученик Кузьмы Петрова-Водкина и член АХРР, он прожил сложную жизнь. Вторую ее половину и печальную старость провел в Алма-Ате, где привлекал всеобщее внимание своим странным обликом и поведением на грани сумасшествия, превратившись в легенду и местную достопримечательность. Именно так он был описан в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», и таким же предстал в проекте казахстанского павильона на Венецианской биеннале 2022 года LAI–PI–CHU–PLEE–LAPA. Centre for the New Genius арт-группы ORTA.

Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Сергей Калмыков умер в больнице одиноким и был похоронен за казенный счет. Тогда только благодаря расторопности директора Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г.Шевченко, обратившейся в Минкульт, его работы не сгинули. Из опустевшей комнаты старика в галерею, ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева, были вывезены картины и рисунки. Сегодня в фондах музея самая крупная в мире коллекция его произведений (1111 работа).

Где именно похоронен Сергей Калмыков, долгое время было неизвестно. Но казахстанские энтузиасты после длительных поисков сумели отыскать его безымянную могилу и привести ее в порядок. Открытие совершили исследователь-некрополист Георгий Афонин и журналистка Евгения Морозова, рассказавшие об этом на презентации проекта «Калмыков. Последний приют» в том самом Музее искусств им. Кастеева, который хранит его наследие.

Сергей Калмыков за работой. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Сергей Калмыков за работой.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Георгий Афонин искал захоронение Калмыкова более десяти лет. Около года назад его единомышленнице Евгении Морозовой помог случай: местный житель Олег Федоров упомянул, что знает местонахождение могилы Калмыкова, так как поблизости похоронена его мать, тоже художница. Указанный им участок на старом алма-атинском кладбище, Центральном, оказался заросшим, не имеющим никаких опознавательных надписей. После месяцев розысков наконец в книге регистрации захоронений, хранящейся в Государственном архиве города Алма-Аты, нашлось подтверждение. Энтузиасты — Наталья и Анатолий Кулаковы — привели в порядок могилу, установили ограду и крест с именной табличкой взамен утраченной. Осталось установить более солидное надгробие, но для этого требуется и более серьезное финансирование. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+