18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Могила «последнего авангардиста» найдена в Алма-Ате

Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент. Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент.
Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В бывшей столице Казахстана после долгих поисков обнаружено и облагорожено захоронение художника Сергея Калмыкова, ученика Кузьмы Петрова-Водкина и героя романа Юрия Домбровского

После почти полувека забвения и десяти лет активных поисков энтузиасты нашли место захоронения Сергея Калмыкова (1891–1967). Авангардист и экспрессионист, ученик Кузьмы Петрова-Водкина и член АХРР, он прожил сложную жизнь. Вторую ее половину и печальную старость провел в Алма-Ате, где привлекал всеобщее внимание своим странным обликом и поведением на грани сумасшествия, превратившись в легенду и местную достопримечательность. Именно так он был описан в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», и таким же предстал в проекте казахстанского павильона на Венецианской биеннале 2022 года LAI–PI–CHU–PLEE–LAPA. Centre for the New Genius арт-группы ORTA.

Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Сергей Калмыков умер в больнице одиноким и был похоронен за казенный счет. Тогда только благодаря расторопности директора Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г.Шевченко, обратившейся в Минкульт, его работы не сгинули. Из опустевшей комнаты старика в галерею, ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева, были вывезены картины и рисунки. Сегодня в фондах музея самая крупная в мире коллекция его произведений (1111 работа).

Где именно похоронен Сергей Калмыков, долгое время было неизвестно. Но казахстанские энтузиасты после длительных поисков сумели отыскать его безымянную могилу и привести ее в порядок. Открытие совершили исследователь-некрополист Георгий Афонин и журналистка Евгения Морозова, рассказавшие об этом на презентации проекта «Калмыков. Последний приют» в том самом Музее искусств им. Кастеева, который хранит его наследие.

Сергей Калмыков за работой. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Сергей Калмыков за работой.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Георгий Афонин искал захоронение Калмыкова более десяти лет. Около года назад его единомышленнице Евгении Морозовой помог случай: местный житель Олег Федоров упомянул, что знает местонахождение могилы Калмыкова, так как поблизости похоронена его мать, тоже художница. Указанный им участок на старом алма-атинском кладбище, Центральном, оказался заросшим, не имеющим никаких опознавательных надписей. После месяцев розысков наконец в книге регистрации захоронений, хранящейся в Государственном архиве города Алма-Аты, нашлось подтверждение. Энтузиасты — Наталья и Анатолий Кулаковы — привели в порядок могилу, установили ограду и крест с именной табличкой взамен утраченной. Осталось установить более солидное надгробие, но для этого требуется и более серьезное финансирование. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+