18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По следам Тенишевой: Брянск — Талашкино — Смоленск

Изба «Теремок» в Талашкине (Флёнове). Проект Сергея Малютина. 1901–1902. Фото: Игорь Горшков/Фотобанк Лори
Изба «Теремок» в Талашкине (Флёнове). Проект Сергея Малютина. 1901–1902.
Фото: Игорь Горшков/Фотобанк Лори
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Интересный маршрут по местам, связанным с жизнью и деятельностью знаменитой русской меценатки княгини Марии Тенишевой

Мария Тенишева (1858–1928) относится к числу самых известных русских меценатов, коллекционеров и покровителей искусства рубежа XIX–ХХ веков и занимает почетное место в одном ряду с Саввой Мамонтовым, Иваном Морозовым, Ильей Остроуховым, Николаем Рябушинским, Павлом Третьяковым и Сергеем Щукиным. С Мамонтовым княгиня Тенишева, кстати, была связана общим проектом, который они совместно финансировали, а именно журналом «Мир искусства», основанным Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа в 1898 году. Жена крупного промышленника и мецената князя Тенишева, Мария Клавдиевна не только поддерживала художников, но и сама была талантливой художницей-эмальером. В начале XX века ее изящ­ные эмали со славянскими мотивами можно было встретить на крупных международных выставках в Брюсселе, Лондоне, Париже, Праге, Риме. Благодаря постоянной финансовой поддержке супруга Тенишева открыла художественную студию в Петербурге и рисовальную школу в Смоленске, собрала богатейшие коллекции графики и русской старины, создала передовую сельскохозяйственную школу и художественный центр в имении Талашкино, где занималась просвещением крестьянских детей и возрождением русского народного искусства.

Предлагаем совершить небольшое путешествие по местам, связанным с ее жизнью, вспомнить о ее делах и посмотреть, что сохранилось от ее благотворительной и созидательной деятельности.

Дом для инженеров Брянского завода. Начало ХХ в. Фото: Wikimedia Commons
Дом для инженеров Брянского завода. Начало ХХ в.
Фото: Wikimedia Commons

Брянск и Хотылёво

С 1892 по 1896 год супруги Тенишевы проживали на Брянской земле. Сегодня чуть ли не все хорошее в Брянске связано с их именем. Десять лет назад появился Музей брянских меценатов, где есть Тенишевский зал. В прошлом небольшой город, а теперь административный район Брянска Бежица возник в середине XIX века при строительстве одноименной станции Орловско-Витебской железной дороги. Позже в Бежице был основан рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод — БМЗ, одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России). Его акционером, председателем правления и техническим руководителем был как раз князь Тенишев.

После свадьбы, переехав с мужем на Брянщину, княгиня занялась улучшением быта рабочих. На заводе открылась народная столовая. Вместо огромных деревянных казарм построили уютные домики с садами и огородами. Некоторые из них сохранились до сих пор. Деревянная застройка была разбавлена каменными строениями, появились общественные сооружения. В парке, в скромном здании 1880-х годов разместилось основанное Тенишевой Бежицкое заводское общественное собрание (1894), что-то вроде дома культуры. В этот же период в поселке строятся скромные особняки для высшего инженерного персонала завода. Эти дома в стиле модерн отличают характерные асимметричные композиции фасадов, утонченные по рисунку детали и фактурность декора.

В Бежице сохранилось здание ремесленного училища, построенное по инициативе Марии Тенишевой в 1895 году. Сейчас здесь располагается Брянский политехнический колледж. Здание занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России.

Сами Тенишевы жили в имении Хотылёво, в 6 км от Брянска. Дом в духе итальянских вилл эпохи Возрождения красовался на высоком берегу Десны среди столетних лип. В конце живописного партера перед балконом была выстроена лестница из дикого камня, ведущая к реке.

Брянск, Бежицкий район. Старый корпус БГТУ (бывшее Тенишевское училище). Фото: Wikimedia Commons
Брянск, Бежицкий район. Старый корпус БГТУ (бывшее Тенишевское училище).
Фото: Wikimedia Commons

Талашкино

Когда князь оставил брянское дело, Хотылёво мало-помалу потеряло свое значение, и Тенишевы продали имение. В 1893 году неподалеку от Смоленска они приобрели Талашкино и с тех пор большую часть лета проводили в этом имении. Здесь княгиня осуществила свою заветную мечту, масштабный благотворительный и образовательный проект — открыла школу для сирот и крестьянских детей.

Для этого она купила примерно в километре от Талашкина хутор Флёново, где построила дома для учителей, интернаты для девочек и мальчиков, ремесленные мастерские.

Главное достижение Тенишевой — созданная ею система образования, основанная на передовых педагогических методиках Европы. Общее образование включало письмо, арифметику, Закон Божий. В специальных классах дополнительно преподавали геометрию, физику, химию, славянское чтение и церковное песнопение. Выпускники школы были способны как вести свое хозяйство, так и работать в частных имениях.

В школе обучали ремеслам: в мастерских Талашкина строгали, резали по дереву, украшали резную мебель камнями, тканями, металлами. Сохранились балалайки, расписанные Сергеем Малютиным и Михаилом Врубелем.

Тенишева превратила Талашкино в настоящий рай для художников, создав для них все условия: постоянное жалование, преподавание живописи и полная свобода творчества. На протяжении четверти века Талашкино являлось крупным художественным центром России, наравне с Абрамцевом.

Здесь бывали Александр Бенуа, Михаил Врубель, Сергей Дягилев, Константин Коровин, Василий Поленов, Илья Репин и другие. Художники работали над возрождением русского народного искусства.

Брянск. Дом специалистов Брянского завода. начало ХХ в. Фото: Wikimedia Commons
Брянск. Дом специалистов Брянского завода. начало ХХ в.
Фото: Wikimedia Commons

Славная история Талашкина закончилась в 1914 году. Княгиня эмигрировала во Францию. После Октября здания использовались не по назначению и погибли. Сохранились лишь четыре постройки: школа, общежитие для мальчиков, теремок и храм. Теперь сохранившиеся постройки объединили в Историко-архитектурный комплекс «Теремок».

Смоленск

Страстью Марии Тенишевой была русская старина. По ее поручению знаток древнерусского искусства, фотограф Иван Барщевский ездил по губерниям, откуда привозил народную одежду, кружева, прялки, иконы, кресты и многое другое. Сначала коллекция размещалась в Талашкине, но быстро разрослась (более 12 тыс. единиц хранения), и княгиня в 1903 году начала строительство двухэтажного дома для музея «Русская старина» в Смоленске. В России появился первый музей этнографии, его здание — одно из самых узнаваемых в городе — было построено по проекту Сергея Малютина. В настоящее время завершены реставрация здания и работы по созданию экспозиции музея «Русская старина». В октябре этого года музей вновь открылся для посетителей.  


Музей брянских меценатов

Тенишевский зал в Музее брянских меценатов. Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Тенишевский зал в Музее брянских меценатов.
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

В 2012 году в Брянске был открыт Музей брянских меценатов, где есть и Тенишевский зал. Здесь представлены подлинные экспонаты и раритетные вещи конца XIX — начала XX века, связанные с жизнью и деятельностью четы Тенишевых, примеры благотворительности супругов на Брянской и Смоленской земле, архивные документы, фотографии зданий, построенных на их средства, вышивки, выполненные современными лицеистками по эскизам Марии Тенишевой. Сохранением и развитием тенишевских традиций меценатства, популяризацией тенишевского наследия занимается директор музея Ирина Кеня.


Хотылёво

Сельхоз техникум в здании бывшего Преображенского храма в усадьбе «Хотылево». 1952. Фото: www. trip32.ru
Сельхоз техникум в здании бывшего Преображенского храма в усадьбе «Хотылево». 1952.
Фото: www. trip32.ru

В 6 км от Брянска находилось имение Хотылёво, где жила чета Тенишевых. Усадебный дом был разрушен в 1943 году. Сохранились только фундамент, полуразрушенный усадебный храм неподалеку и живописный парк, где ежегодно проходит межрегиональный фестиваль «Наследие Тенишевых. Сохранение и возрождение». В дни фестиваля заснувший парк оживает, наполняясь голосами и музыкой. Идея возрождения усадебного дома витает в воздухе. Пока усадьбу восстановили только виртуально. В марте 2022 года был открыт виртуальный музей Тенишевой, который представляет собой реконструкцию усадебного дома в Хотылёве.


Историко-архитектурный комплекс «Теремок»

Историко-архитектурный комплекс «Теремок»  Флёново. Церковь Святого Духа. Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Историко-архитектурный комплекс «Теремок» Флёново. Церковь Святого Духа.
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

Все сохранившиеся сооружения бывшей усадьбы Тенишевых Талашкино входят в историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника. Назван он так в честь знаменитого сказочного дома в русском стиле по проекту Сергея Малютина. Сначала в этом тереме, украшенном богатой ажурной резьбой, помещалась читальня, потом гостевой дом. Недалеко от школы на высокой горе возвышается храм во имя Святого Духа, возведенный в традициях старого русского зодчества. До наших дней дошла великолепная фасадная мозаика «Спас Неруко­творный», выполненная Николаем Рерихом над порталом церкви.


Музей «Русская старина»

Музей «Русская старина». Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Музей «Русская старина».
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

В Смоленске княгиня Тенишева построила музей «Русская старина», где размещалась собранная ею богатая коллекция древнерусского прикладного искусства. Теперь, после значительных реставрационных и исследовательских работ, в составе Смоленского музея-заповедника «Русская старина» обретает вторую жизнь. В ее экспозицию входят произведения декоративно-прикладного искусства Запада и Востока, изделия русских народных промыслов, а также предметы народного искусства и быта Смоленской губернии. Улица, на которой расположен музей, носит имя Марии Тенишевой.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+