Мария Тенишева (1858–1928) относится к числу самых известных русских меценатов, коллекционеров и покровителей искусства рубежа XIX–ХХ веков и занимает почетное место в одном ряду с Саввой Мамонтовым, Иваном Морозовым, Ильей Остроуховым, Николаем Рябушинским, Павлом Третьяковым и Сергеем Щукиным. С Мамонтовым княгиня Тенишева, кстати, была связана общим проектом, который они совместно финансировали, а именно журналом «Мир искусства», основанным Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа в 1898 году. Жена крупного промышленника и мецената князя Тенишева, Мария Клавдиевна не только поддерживала художников, но и сама была талантливой художницей-эмальером. В начале XX века ее изящные эмали со славянскими мотивами можно было встретить на крупных международных выставках в Брюсселе, Лондоне, Париже, Праге, Риме. Благодаря постоянной финансовой поддержке супруга Тенишева открыла художественную студию в Петербурге и рисовальную школу в Смоленске, собрала богатейшие коллекции графики и русской старины, создала передовую сельскохозяйственную школу и художественный центр в имении Талашкино, где занималась просвещением крестьянских детей и возрождением русского народного искусства.
Предлагаем совершить небольшое путешествие по местам, связанным с ее жизнью, вспомнить о ее делах и посмотреть, что сохранилось от ее благотворительной и созидательной деятельности.
С 1892 по 1896 год супруги Тенишевы проживали на Брянской земле. Сегодня чуть ли не все хорошее в Брянске связано с их именем. Десять лет назад появился Музей брянских меценатов, где есть Тенишевский зал. В прошлом небольшой город, а теперь административный район Брянска Бежица возник в середине XIX века при строительстве одноименной станции Орловско-Витебской железной дороги. Позже в Бежице был основан рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод — БМЗ, одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России). Его акционером, председателем правления и техническим руководителем был как раз князь Тенишев.
После свадьбы, переехав с мужем на Брянщину, княгиня занялась улучшением быта рабочих. На заводе открылась народная столовая. Вместо огромных деревянных казарм построили уютные домики с садами и огородами. Некоторые из них сохранились до сих пор. Деревянная застройка была разбавлена каменными строениями, появились общественные сооружения. В парке, в скромном здании 1880-х годов разместилось основанное Тенишевой Бежицкое заводское общественное собрание (1894), что-то вроде дома культуры. В этот же период в поселке строятся скромные особняки для высшего инженерного персонала завода. Эти дома в стиле модерн отличают характерные асимметричные композиции фасадов, утонченные по рисунку детали и фактурность декора.
В Бежице сохранилось здание ремесленного училища, построенное по инициативе Марии Тенишевой в 1895 году. Сейчас здесь располагается Брянский политехнический колледж. Здание занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
Сами Тенишевы жили в имении Хотылёво, в 6 км от Брянска. Дом в духе итальянских вилл эпохи Возрождения красовался на высоком берегу Десны среди столетних лип. В конце живописного партера перед балконом была выстроена лестница из дикого камня, ведущая к реке.
Когда князь оставил брянское дело, Хотылёво мало-помалу потеряло свое значение, и Тенишевы продали имение. В 1893 году неподалеку от Смоленска они приобрели Талашкино и с тех пор большую часть лета проводили в этом имении. Здесь княгиня осуществила свою заветную мечту, масштабный благотворительный и образовательный проект — открыла школу для сирот и крестьянских детей.
Для этого она купила примерно в километре от Талашкина хутор Флёново, где построила дома для учителей, интернаты для девочек и мальчиков, ремесленные мастерские.
Главное достижение Тенишевой — созданная ею система образования, основанная на передовых педагогических методиках Европы. Общее образование включало письмо, арифметику, Закон Божий. В специальных классах дополнительно преподавали геометрию, физику, химию, славянское чтение и церковное песнопение. Выпускники школы были способны как вести свое хозяйство, так и работать в частных имениях.
В школе обучали ремеслам: в мастерских Талашкина строгали, резали по дереву, украшали резную мебель камнями, тканями, металлами. Сохранились балалайки, расписанные Сергеем Малютиным и Михаилом Врубелем.
Тенишева превратила Талашкино в настоящий рай для художников, создав для них все условия: постоянное жалование, преподавание живописи и полная свобода творчества. На протяжении четверти века Талашкино являлось крупным художественным центром России, наравне с Абрамцевом.
Здесь бывали Александр Бенуа, Михаил Врубель, Сергей Дягилев, Константин Коровин, Василий Поленов, Илья Репин и другие. Художники работали над возрождением русского народного искусства.
Славная история Талашкина закончилась в 1914 году. Княгиня эмигрировала во Францию. После Октября здания использовались не по назначению и погибли. Сохранились лишь четыре постройки: школа, общежитие для мальчиков, теремок и храм. Теперь сохранившиеся постройки объединили в Историко-архитектурный комплекс «Теремок».
Страстью Марии Тенишевой была русская старина. По ее поручению знаток древнерусского искусства, фотограф Иван Барщевский ездил по губерниям, откуда привозил народную одежду, кружева, прялки, иконы, кресты и многое другое. Сначала коллекция размещалась в Талашкине, но быстро разрослась (более 12 тыс. единиц хранения), и княгиня в 1903 году начала строительство двухэтажного дома для музея «Русская старина» в Смоленске. В России появился первый музей этнографии, его здание — одно из самых узнаваемых в городе — было построено по проекту Сергея Малютина. В настоящее время завершены реставрация здания и работы по созданию экспозиции музея «Русская старина». В октябре этого года музей вновь открылся для посетителей.
В 2012 году в Брянске был открыт Музей брянских меценатов, где есть и Тенишевский зал. Здесь представлены подлинные экспонаты и раритетные вещи конца XIX — начала XX века, связанные с жизнью и деятельностью четы Тенишевых, примеры благотворительности супругов на Брянской и Смоленской земле, архивные документы, фотографии зданий, построенных на их средства, вышивки, выполненные современными лицеистками по эскизам Марии Тенишевой. Сохранением и развитием тенишевских традиций меценатства, популяризацией тенишевского наследия занимается директор музея Ирина Кеня.
В 6 км от Брянска находилось имение Хотылёво, где жила чета Тенишевых. Усадебный дом был разрушен в 1943 году. Сохранились только фундамент, полуразрушенный усадебный храм неподалеку и живописный парк, где ежегодно проходит межрегиональный фестиваль «Наследие Тенишевых. Сохранение и возрождение». В дни фестиваля заснувший парк оживает, наполняясь голосами и музыкой. Идея возрождения усадебного дома витает в воздухе. Пока усадьбу восстановили только виртуально. В марте 2022 года был открыт виртуальный музей Тенишевой, который представляет собой реконструкцию усадебного дома в Хотылёве.
Все сохранившиеся сооружения бывшей усадьбы Тенишевых Талашкино входят в историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника. Назван он так в честь знаменитого сказочного дома в русском стиле по проекту Сергея Малютина. Сначала в этом тереме, украшенном богатой ажурной резьбой, помещалась читальня, потом гостевой дом. Недалеко от школы на высокой горе возвышается храм во имя Святого Духа, возведенный в традициях старого русского зодчества. До наших дней дошла великолепная фасадная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная Николаем Рерихом над порталом церкви.
В Смоленске княгиня Тенишева построила музей «Русская старина», где размещалась собранная ею богатая коллекция древнерусского прикладного искусства. Теперь, после значительных реставрационных и исследовательских работ, в составе Смоленского музея-заповедника «Русская старина» обретает вторую жизнь. В ее экспозицию входят произведения декоративно-прикладного искусства Запада и Востока, изделия русских народных промыслов, а также предметы народного искусства и быта Смоленской губернии. Улица, на которой расположен музей, носит имя Марии Тенишевой.