Гипсовый бюст Ивана Лазарева, внука знаменитого Екима Лазарева, учредителя Лазаревского института восточных языков в Москве, многие десятилетия находился в запасниках Русского музея в почти руинированном состоянии. Несколько лет назад было принято решение о его реставрации, но из-за пандемии работы приостановились. Сейчас они завершены и уже приняты реставрационным советом музея, бюст передан на хранение в фонды скульптуры.
Несколько предметов из богатейшей коллекции знаменитых петербургских промышленников и меценатов Абамелек-Лазаревых поступили в собрание Русского музея в 1924 году. Среди них — два гипсовых бюста маленького Ивана, умершего в шестилетнем возрасте. Один бюст и сейчас находится в удовлетворительном состоянии, второй же разбился на несколько частей, вероятно, еще при перевозке в музей. У него было отбито основание, не было части головы, утеряно плечо. Несмотря на значительные утраты, специалистам ГРМ удалось вернуть гипсовому портрету экспозиционный вид.
«Гипс — сложный материал для реставрации, — рассказала нашему изданию Анна Казанова, художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры отдела реставрации ГРМ. — Он хрупкий, боится воды, его сложно очищать. Гипсовые вещи легко испортить, поэтому перед началом реставрации гипса проводится большая подготовительная работа: мы ищем, чем его можно очистить, как поверхность будет реагировать на растворители, исследуем, какого качества гипс. Дело в том, что далеко не все скульпторы были людьми обеспеченными, нередко мастера использовали очень дешевые материалы, которые плохо сохраняются».
Реставраторы взяли за образец сохранившуюся скульптуру. В частности, форму для подставки сняли с первого бюста, он же послужил моделью для восстановления разбитой части головы второго бюста. Все тонировки и фрагменты скульптуры соединены и укреплены современными обратимыми материалами.
Абамелек-Лазаревы — одна из самых богатых семей дореволюционной России. Лазаревы появились здесь в середине XVIII века: армянские купцы, торговавшие шелком-сырцом и драгоценными камнями, перебрались под защиту Российской империи из Ирана. Один из представителей рода — Иван Лазаревич Лазарев — участвовал в сделке по продаже Екатерине II знаменитого алмаза «Орлов». На Миллионной улице в Петербурге располагается большой дом, некогда принадлежавший этой семье. В середине XIX века в нем жили Христофор Лазарев и его жена Екатерина Манук-Бей. В 1850 году неожиданно умирает их маленький сын Иван, последний представитель рода по мужской линии. Родители заказали художнику Сергею Зарянко (1818–1870) посмертный живописный портрет сына, с которого французский скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак (1804–1876) создал гипсовый бюст, а затем снял с него несколько копий.
Наполеон Жак родился и учился в Париже, а в Россию приехал в 1832 году. Он считается создателем нового для нашей страны направления в скульптуре — реалистического портрета людей из простонародья, а также жанровых сценок в формате бронзовой кабинетной пластики.
Самое известное и значительное его произведение — памятник Петру I, установленный в 1842 году в Кронштадте.