18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Освобожденным из тюрьмы Гуантанамо не разрешают забирать свое искусство

Ахмед Раббани. «Без названия (Ливень над мечетью)». 2016. Фото: artfromguantanamo.com
Ахмед Раббани. «Без названия (Ливень над мечетью)». 2016.
Фото: artfromguantanamo.com
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Пять лет назад выставка творчества заключенных начала тур по США, но по новым законам это искусство остается собственностью правительства страны и не должно покидать тюремных стен

Кому принадлежит тюремное искусство? Этот вопрос возник, когда отношение властей США к возможности вывоза из тюрем произведений, созданных заключенными, резко изменилось. Тем не менее выставка «Искусство из залива Гуантанамо» пока продолжает гастролировать. Ее куратор профессор Колледжа уголовного правосудия Джона Джея, специалист по преступлениям в сфере искусства Эрин Томпсон ищет новую площадку.

С 2002 года в тюрьме Гуантанамо на военной базе США на территории Кубы побывало в качестве заключенных 779 выходцев с Ближнего Востока, подозреваемых в терроризме. На данный момент срок там отбывают 36 человек. В США не существует специальных законов для тюрем, которые позволяли бы заключенным после освобождения оставить себе то, что они сделали в неволе, как и аналогичного пункта международного права, которое распространялось бы на тех, кого американские военные считают террористами.

Моат аль-Алви. Модель гондолы. 2016. Фото: artfromguantanamo.com
Моат аль-Алви. Модель гондолы. 2016.
Фото: artfromguantanamo.com

«Искусство из залива Гуантанамо» — передвижная выставка. Это 100 арт-объектов, преимущественно рисунков и картин, чьи авторы — 8 подозреваемых в терроризме заключенных, которые много лет провели в Гуантанамо. Вопросов к проекту много. Это художественная выставка или политическое высказывание? Имеют ли право называться художниками обвиненные в преступлении? Но, пожалуй, самая сложная проблема, которую пытаются решить заключенные, их адвокаты и Пентагон, — это вопрос о том, кому принадлежит созданное узниками искусство.

В 2009 году администрация Барака Обамы улучшила условия содержания заключенных в Гуантанамо. В частности, для них организовали арт-классы. Студенты могли использовать мягкие материалы, такие как мелки и пастель, а также акриловые и акварельные краски, кисти. Иногда разрешалась даже скульптура. Тем, кого освободили, было позволено забрать с собой плоды своего творчества. Конечно, после того, как работы на наличие скрытых или закодированных сообщений внимательно изучат сотрудники разведки.

Однако в 2017 году Министерство обороны США резко переменило политику, запретив вывоз любых работ, созданных заключенными. Причем вне зависимости от того, были ли авторы связаны с терроризмом или нет. Тогда представитель Пентагона заявил, что «вещи, созданные заключенными в Гуантанамо, остаются собственностью правительства США».

Халид Касим. «Плавники». 2016. Фото: artfromguantanamo.com
Халид Касим. «Плавники». 2016.
Фото: artfromguantanamo.com

Как говорит Бет Джейкоб, управляющий юрист и основательница некоммерческой организации «Исцеление и восстановление после травмы», которая представляет интересы заключенных в Гуантанамо, Пентагон при Джо Байдене придерживается той же политики и запрет не снимает. В выставке участвуют два подопечных Джейкоб — Моат аль-Алви и Ахмед Бадра Раббани. Во время встреч с ними все беседы записываются, сотрудники разведки должны убедиться в том, что никакая секретная информация не раскрывается. По словам Джейкоб, с лета 2021 года «нельзя вывозить даже копии работ заключенных или описания этих произведений искусства». «В них нет секретных сообщений террористам, — настаивает Эрин Томпсон. — Смысл этих работ в том, что заключенные тоже люди и их можно воспринимать не только как преступников и террористов».

Вопрос о том, обоснованны ли претензии правительства США на эти работы, не рассматривался ни в одном государственном, федеральном или международном суде. По сведениям Вивы Р. Моффат, профессора права в Штурмовском юридическом колледже Денверского университета, в некоторых исправительных учреждениях США существует правило: если тюрьма предоставила материалы, то имеет право претендовать на работу. «Вот почему во многих тюрьмах заключенные сами покупают себе бумагу и карандаши: хотят, чтобы то, что они создают, у них потом не отбирали», — поясняет она.

Галеб аль-Бихани. «Голубая мечеть, отражающаяся в реке». 2016. Фото: artfromguantanamo.com
Галеб аль-Бихани. «Голубая мечеть, отражающаяся в реке». 2016.
Фото: artfromguantanamo.com

Сотня рисунков и картин выставки «Искусство из залива Гуантанамо» — лишь малая часть работ, созданных заключенными. Эрин Томпсон утверждает, что хранит файлы более чем 2 тыс. произведений, созданных с 2009 года. Один из восьми авторов этой выставки, Халид Касим, уроженец Йемена, освобожденный в июле 2022 года после 15 лет в Гуантанамо, растворял в воде кофейную гущу, песок и гравий, окрашивая бумагу, на которой писал. Другой йеменец, Галеб аль-Бихани, тоже отсидевший в Гуантанамо почти 15 лет, рисовал море и лодки. Эрин Томпсон отмечает: большинство тяготеет к мирным видам природы — пейзажам, маринам. «Так много уродства было в их жизни, что они хотели красоты», — говорит она. Часто это места, которых заключенные никогда не видели своими глазами, например океан (виды на залив Гуантанамо, которые открываются с базы, занавешены брезентом) или заснеженные горы, скопированные с фотографий из журнала National Geographic. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+