Реставрация нидерландской живописи — большая программа, которую Эрмитаж реализует на протяжении почти десяти лет. Завершая каждый ее этап, музей демонстрирует работы на временных выставках, после чего они возвращаются на свои места в постоянной экспозиции. Сейчас в Аполлоновом зале Зимнего дворца представлена очередная серия отреставрированных шедевров ранней нидерландской живописи XV–XVI веков: здесь проходит выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации» (до 20 ноября).
Алтари-складни — это в определенном смысле интерактивные объекты. Скрепленные между собой деревянные створки служили молельными образами в различных местах и ситуациях — от частных спален до кафедральных соборов. Такой формат получил большое распространение в Нидерландах в позднее Средневековье и период Ренессанса. И экспонаты, представленные на эрмитажной выставке, принадлежат именно к этому типу изображений, хотя не во всех случаях с их классификацией прежде имелась полная ясность.
Ранняя нидерландская живопись — настоящая жемчужина в коллекции музея, но долгое время подлинный колорит и некоторые детали сюжетов этих картин скрывались под плотными слоями старого лака и поздних записей. Музейные реставраторы возвращают им первоначальное звучание. «Это блестящий результат совместной работы отдела западноевропейского изобразительного искусства и отдела научной реставрации и консервации — и в научной сфере, и в области реставрации, — сказал на открытии выставки Георгий Вилинбахов, заместитель директора Эрмитажа по научной работе. — Реставраторы и хранители проделали огромную работу, и сейчас мы имеем возможность впервые по-настоящему увидеть отреставрированные произведения в том цвете, в каком они были созданы».
Центральное место во временной экспозиции занимают диптих Робера Кампена (1378–1444) «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с Креста» и картина «Моление о чаше» Питера Кука ван Альста (1502–1550). Все эти произведения — бывшие домашние алтари-складни, но только «Снятие с Креста» сохранило первоначальные вид и композицию.
Диптих Робера Кампена, одного из родоначальников масляной живописи наряду с братьями ван Эйками, попал в Эрмитаж уже в разобранном виде, как две отдельные картины, и многие десятилетия искусствоведы спорили о том, действительно ли это работы одного мастера. Тем более что в диптихе нарушена хронология евангельских событий: на таких алтарях сюжеты по времени идут слева направо, а здесь на левой створке изображен Христос после казни на руках у Бога Отца, на правой же — Мария держит на руках младенца Христа. Только последние исследования, в том числе проведенные с помощью приглашенного в Эрмитаж профессора Питера Кляйна, одного из ведущих европейских специалистов-дендрологов, окончательно подтвердили авторство Кампена. На обеих досках обнаружены полностью совпадающие по размерам и расположению следы от петель и застежки; обе доски, как подтвердил профессор Кляйн, происходят от одного фрагмента дерева.
«Моление о чаше» Питера Кука ван Альста, одного из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев (его дочь стала женой Питера Брейгеля Старшего и матерью Питера Младшего и Яна Старшего), тоже первоначально было створкой небольшого алтаря-диптиха. Позже створку отделили и превратили в самостоятельную картину. Еще в конце 1940-х годов, когда эрмитажные специалисты проводили самую первую реставрацию, они установили, что оригинал подвергся серьезным изменениям. Оказалось, что неизвестный мастер в XVII веке распилил доску на несколько частей, сделал между ними вставки из дерева той же породы и дорисовал детали пейзажа. В результате площадь работы значительно увеличилась, из узкой створки она превратилась в обычную станковую картину. Кстати, авторство «Моления о чаше» многократно пересматривалось, еще в XIX веке многие тогдашние авторитеты приписывали его Альбрехту Дюреру. Недавние исследования поставили точку в этом вопросе: Питер Кук ван Альст — безусловный автор картины.
А складень-триптих «Снятие с Креста» специалисты считают работой неизвестного художника из мастерской Рогира ван дер Вейдена. И хотя композиция домашнего алтаря восходит к большому алтарю работы Рогира ван дер Вейдена, хранящемуся в Музее Прадо, дендрологические исследования показали: диптих создан не раньше 1513 года, то есть через полвека после смерти мастера.
Главная задача, которая стояла перед эрмитажными реставраторами, — вернуть изображениям, созданным более 500 лет назад, колорит, максимально приближенный к первоначальному. И сделать это максимально сбалансированно, чтобы не «выпадали» фрагменты более ранней реставрации. «Было очень страшно, что после реставрации работы будут выделяться своим ярким колоритом, — вспоминает Николай Зыков, главный хранитель отдела западноевропейской живописи и куратор выставки. — До сих пор они все были покрыты одинаковым темным слоем старого лака и разница в цвете между исходными красками и более поздними была практически не видна. Нашим мастерам отлично удалось выдержать баланс».
В ходе реставрации специалисты не только удалили многовековые наслоения лака, но и восстановили некоторые детали сюжетов, в частности на картине «Моление о чаше». «Сначала мы подумали, что у апостола Павла действительно не была нарисована левая рука либо ее изображение исчезло, когда распиливали дерево, — рассказывает Максим Лапшин, один из реставраторов, — но нам удалось ее обнаружить под многочисленными слоями поздних записей и раскрыть».
Реставрация других работ из нидерландской коллекции продолжается. Уже засверкал возрожденными красками и деталями знаменитый триптих Уго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», близится к завершению и восстановление «Мадонны во славе» Яна Провоста.