18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Секреты верхней полки в мастерской Эдварда Линли Сэмборна

Интерьер дома Сэмборна. Фото: National Lottery Heritage Fund
Интерьер дома Сэмборна.
Фото: National Lottery Heritage Fund
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Этот художник викторианской эпохи был не только успешным книжно-журнальным иллюстратором, но и увлеченным фотографом. Порой даже чересчур увлеченным. Его лондонский дом с подлинными интерьерами открылся для посещения после тщательной реставрации

В сумраке узкой улочки Стаффорд-Террас в лондонском Кенсингтоне стоит высокий белый дом под номером 18. Солнечный свет с трудом просачивается в его окна сквозь витражи, ставни, тюлевые занавески и плотные шторы. Этот дом, принадлежавший некогда художнику Эдварду Линли Сэмборну (1844–1910), имеет статус музея. В середине октября он вновь открылся для публики после реставрации.

Дом, принадлежавший Эдварду Линли Сэмборну. Фото: National Lottery Heritage Fund
Дом, принадлежавший Эдварду Линли Сэмборну.
Фото: National Lottery Heritage Fund

Его комнаты отделаны темными обоями с узором и обставлены тяжелой мебелью, а стены до самого потолка увешаны рисунками, гравюрами, фотографиями. Убранство производит впечатление душной викторианской респектабельности — но оно не вполне верно.

Сэмборн получил инженерное образование, однако впоследствии стал успешным промышленным художником-графиком и делал книжные иллюстрации, приглашения, сертификаты и рисунки для сатирического журнала Punch, сотрудничество с которым длилось десятки лет. К тому же увлеченный фотограф-любитель, он оставил тысячи систематизированных и пронумерованных отпечатков и негативов.

Эдвард Линли Сэмборн. Фото: National Lottery Heritage Fund
Эдвард Линли Сэмборн.
Фото: National Lottery Heritage Fund

Впечатляющей сохранностью дома Сэмборна мы обязаны его сыну Рою, который жил здесь после смерти отца и сохранил интерьеры нетронутыми в память о нем. А дочь художника Мод чрезвычайно удачно вышла замуж: ее дочка Анна была матерью фотографа Энтони Армстронга-Джонса, первого графа Сноудона и супруга принцессы Маргарет, а во втором браке стала графиней Росс. Анна Росс — одна из основательниц Викторианского общества; дедовский дом она позже продала Совету Большого Лондона, после ликвидации которого право собственности перешло к Королевскому району Кенсингтон и Челси.

В мастерской Сэмборна имеется специально построенная высокая полка, уставленная длинным рядом маленьких квадратных коробочек, содержимое которых представляет собой затруднение для куратора Дэниела Роббинса.

Интерьер дома Сэмборна. Фото: National Lottery Heritage Fund
Интерьер дома Сэмборна.
Фото: National Lottery Heritage Fund

Дело в том, что, помимо коммерческой практики и тысяч завораживающих уличных фотографий, сделанных в Лондоне и во время поездок, в архиве Сэмборна есть и совсем другие снимки. В своем фотоклубе он просил моделей позировать в обнаженном виде и иногда в позах, которые нельзя не назвать порнографическими. До недавнего времени считалось, что все эти снимки были сделаны в фотоклубе, но в ходе нового исследования удалось установить, что одна из обнаженных моделей сидит на стуле в гостиной на Стаффорд-Террас (по-видимому, семья в это время была за городом, а прислуга получила выходной). Самая верхняя полка в мастерской Сэмборна была сделана специально для того, чтобы хранить там сотни стеклянных негативов таких фотографий. Как экспонировать этот непростой материал и экспонировать ли его вообще — сложная проблема для Роббинса. «Я буду рад любым рекомендациям и советам, — говорит он. — Это важная часть истории дома, но…» Пока что негативы остаются на верхней полке.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+