Выставка «Петрополис. От города к миру» в Петропавловской крепости стала завершением грандиозного просветительско-образовательного проекта «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», организатором которого выступает компания «Газпром». Концепция и проект выставки были созданы в ходе практических лабораторий, исследовавших настоящее, прошлое и будущее Санкт-Петербурга и его сердца — Петропавловской крепости. Ментором лаборатории «Экспозиционный дизайн» стал Андрей Шелютто, известный своими выставочными и полиграфическими работами.
Образовательно-просветительская программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» является частью масштабного многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», цель которого — дать молодым специалистам возможность реально участвовать в жизни города, сохранении его историко-культурного наследия и перспективном развитии. В программе приняли участие молодые историки, социологи, дизайнеры, архитекторы и художники, студенты и выпускники петербургских вузов: Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, а также Педагогического университета им. А.И.Герцена, а также студенты художественных и реставрационных направлений Академии художеств, Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, Реставрационного колледжа «Кировский» и других. В рамках четырех практических лабораторий они больше полугода разрабатывали концепцию развития Музея истории Санкт-Петербурга, находящегося в стенах Петропавловской крепости. Финалом программы стала итоговая выставка, которая проходит в Инженерном доме Петропавловки с 14 октября 2022 года по 23 января 2023 года. Над ее концепцией и структурой студенты работали под руководством Андрея Шелютто — легендарного дизайнера, художника, соучредителя Faro Studio.
Как вы стали преподавателем в программе «Великое посольство»?
Компания Faro Studio уже десять лет отвечает за графическое оформление многих важных проектов Эрмитажа. Пару лет назад центр «Эрмитаж-Амстердам», фонд «Эрмитаж XXI век» и Аутсайдер-арт-музей в Нидерландах совместно придумали проект «Музей 15/24» — разного рода просветительские активности для приобщения молодежи от 15 до 24 лет к искусству. Мы тоже принимали в проекте участие. «Великое посольство» стало логическим развитием самой идеи — задействовать молодых, так что вполне закономерно, что пригласили нас.
Есть ли у вас какие-то преподавательские принципы?
Есть, и я их применяю и в Высшей школе экономики, и в данной лаборатории — везде. Дело в том, что базовая подготовка нынешних дизайнеров оставляет желать лучшего. Сегодня учат компьютерным программам да еще весьма поверхностно истории искусства. Дети знают инструментарий — грубо говоря, как сделать, но не знают, что делать и зачем.
Я не сторонник термина «свободное искусство». Дизайнер — профессия цеховая. Если ты ученик, слушай учителя и делай то, что он говорит. Никаких самовыражений! Раз десять сделаешь, может быть, потом создашь что-то свое. Вот так мы и работали. В этом смысле система наставничества, совместного делания — самая продуктивная.
Родился в 1960 году. Выпускник Белорусской государственной академии искусств. Международную известность завоевал в 1980-е как художник-плакатист. В 1990-е работал арт-директором «ИМА-Пресс», шеф-дизайнер телеканалов НТВ, РТР, «Культура» (совместно с Еленой Китаевой). В 2000-е был арт-директором «Газеты», «Известий», «Артхроники», The New Times. Главный дизайнер IV Московской биеннале современного искусства (2011), дизайнер 100-летия русского павильона на Венецианском биеннале (2013), шеф-дизайнер биеннале современного искусства Manifesta 10 (2014). С 2012-го — арт-директор журнала «Эрмитаж» и фонда «Эрмитаж XXI век». В портфолио возглавляемой им Faro Studio — брендинг нескольких международных арт-биеннале, Премии Кандинского и «Инновация», Санкт-Петербургского международного культурного форума, Института русского реалистического искусства, петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», работы для дюжины крупнейших отечественных и зарубежных музеев (Еврейский музей и центр толерантности, ГМИИ им. Пушкина, «Гараж», ММОМА, «Винзавод», «Петергоф», Палаццо Эспозиционе в Риме, Ка’Фоскари в Венеции).
Как шла работа над выставкой?
Выставка — учебная, и поэтому я исходил из предложенных обстоятельств. В основе выставочной структуры лежит мультимедийность — сочетание разных форм художественной выразительности. Мы задействовали типографику и рисунки, старые чертежи и гравюры, суперграфику и коллажи, макеты и архитектурные элементы, приемы стрит-арта и прочее. Тем самым мы презентуем главный элемент творчества — способность к коммуникации (не зря одна из лабораторий программы «Великое посольство» была посвящена именно проблемам коммуникации). Разные культурные слои отражаются друг в друге и за счет суггестии мифологизируют пространство. Сопоставляя художественные явления разных эпох, форм, стилей и жанров, мы формируем новый язык разговора со зрителем в современном музее.
Мы сделали акцент на сценографии — выстроили наводнение в Петербурге. Возвели мостки, бушующую Неву изобразили с помощью алюминиевой фольги. В результате главным экспонатом стало само выставочное пространство. Внутри мы развесили то, что участники лабораторий выбрали из фондов, и увеличили до размеров стены старинные гравюры.
Одна из лабораторий, проведя большую исследовательскую работу, установила, что формообразующими элементами для архитектуры Петропавловской крепости являются как раз круг, квадрат и треугольник. Поэтому на входе зрителей встречают фотографии участников проекта, сделанные в кругах, квадратах и треугольниках.
Выставка-эксперимент, поэтическое исследование о городе и музее его истории, выполненная в форме тотальной инсталляции. В основе выставки — гравюры Джованни Баттиста Пиранези, Ивана Фомина, Бибиены и архитектурные детали из фондов Музея истории Санкт-Петербурга. Здесь же — морфинг и параметрическая архитектура, видео и коллажи как результаты образовательной программы и студенческих лабораторий проекта «Великое посольство — проектирование будущего».
А как появилось название «Петрополис»?
Я сторонник емких названий. Известно, что Петр I тоже искал будущему городу яркое имя и назвал крепость, впоследствии Петропавловскую, Петрополисом. У нынешних образованных людей Петрополис рифмуется с фильмом «Метрополис» (1928) Фрица Ланга, где изображен город будущего. Таким образом, мы создаем импульс, объединяющий прошлое и будущее в одном пространстве.
Мы сделали музейный плакат из знаковых зданий Санкт-Петербурга, куда включили работы всех великих архитекторов — от Растрелли до Леонидова. Вдохновение для постера мы нашли в киноплакате к фильму «Метрополис», работе русского художника Бориса Билинского (1900–1948). Я бы хотел отметить участницу моей лаборатории Елизавету Арнаусову. Она удачно стилизовала наш музейный плакат под плакат фильма «Метрополис».
Кстати, это название мог бы получить и сам музей. Сейчас Музей истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости — агломерация из семи или восьми разных музеев, в том числе Музея космонавтики и ракетной техники, Музея архитектурной керамики, великокняжеской усыпальницы в Петропавловском соборе. Если есть Метрополитен-музей в Нью-Йорке, почему бы в Петербурге не быть музею «Петрополис»?
Петропавловская крепость, Инженерный дом
«Петрополис»
До 23 января 2023