18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Постковидные лестницы взметнулись в калифорнийское небо

Новое здание Художественного музея округа Ориндж. Фото: Steve Cukrov/Alamy/Legion Media
Новое здание Художественного музея округа Ориндж.
Фото: Steve Cukrov/Alamy/Legion Media
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В пригороде Лос-Анджелеса открылось новое здание Художественного музея округа Ориндж. Его внешний облик не лишен экстравагантности, однако прежде всего проектировщики из бюро Morphosis стремились к созданию душевного комфорта для посетителей

Архитектор Том Мейн из лос-анджелесского бюро Morphosis об этом аспекте своей работы отзывается так: «С каждым бывает». Речь о долгостроях, которые грозят затянуться на десятилетия. В его случае это Художественный музей округа Ориндж (OCMA), за который он взялся 14 лет назад, а доделал только сейчас.

Проект торжественно открылся 8 октября. Здание площадью почти 5 тыс. кв. м и стоимостью $94 млн стало финальным и весомым дополнением к Центру искусств Segerstrom, кластеру концертных площадок в роскошном пригороде Коста-Меса, что к югу от Лос-Анджелеса. Этот проект выглядит чрезвычайно динамичным: острое изогнутое строение, облицованное белой терракотовой плиткой, с парящим наклонным атриумом, из которого открывается панорамный вид на небо, галереи и посетителей, идущих по стеклянным пешеходным мостикам наверху. Геометрия атриума чем-то напоминает картину Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. № 2» (1912), которую, как известно, первые критики ехидно окрестили «взрывом на кровельной фабрике». К созданию монументальной скульптуры для террасы на крыше был привлечен Сэнфорд Биггерс.

Еще одна важная особенность здания — множество широких наружных лестниц, ведущих на террасу на крыше, где можно встретиться с друзьями, посидеть, выпить кофе или просто расслабиться. «Мы очень хотели создать пространство для общения, атмосфера которого будет напоминать ту, что царит на лестнице Нью-Йоркской публичной библиотеки или на ступенях у входа в Метрополитен-музей», — говорит 78-летний Мейн, который когда-то уже делал широкую внутреннюю лестницу «фишкой» спроектированного им здания колледжа Купер-Юнион в Нью-Йорке. «Мы хотели придумать что-то очень урбанистическое для этого пригорода», — объясняет он свой замысел в Коста-Месе.

Терасса Художественного музея округа Ориндж. Фото: Orange County Museum of Art
Терасса Художественного музея округа Ориндж.
Фото: Orange County Museum of Art

Директор музея Хайди Цукерман сравнивает новую парадную лестницу с римской архитектурой: формой она напоминает ей Колизей. Цукерман пришла в OCMA в январе 2021-го, но успела сделать многое. В частности, получила от ювелирной компании Lugano Diamonds грант в размере $2,5 млн, благодаря чему вход в музей будет бесплатным в течение следующих десяти лет.

Смена руководства — три состава за десятилетие — стала одной из причин долгостроя. Хотя Мейн крайне сдержан в оценке ситуации, он признает, что существовали «конкурирующие взгляды» относительно музейного здания. Например, выдвигалось предложение построить на этом месте многоквартирные дома. «Выражались самые разные уровни амбиций и желания. Одни говорили: „Давайте построим что-то в три раза больше“. А другие в ответ: „Нет, давайте лучше то, что мы можем себе позволить“», — рассказывает архитектор.

Раньше музею принадлежало помещение в соседнем городе Ньюпорт-Бич, но оно было слишком тесным для постоянной коллекции. Новый OCMA связан с Музеем природы и науки Перо в Далласе, где в 2012 году компания Morphosis создала невероятный атриум и многофункциональное общественное пространство.

Хайди Цукерман, прежде руководившая Художественным музеем Аспена и строительством его крыла по проекту японского архитектора Шигеру Бана, называет новый Музей округа Ориндж «постковидным». «Вы попадаете в пространство роскошное, теплое, наполненное светом. Где не душно. Вы не чувствуете себя как в ловушке, у вас есть доступ к внешнему миру, — говорит она. — Ощущаешь температуру и видишь свет».

Директор стремится к тому, чтобы ее музей был местом отдыха и общественной площадкой, отмечая, что основным побочным эффектом пандемии стал высокий уровень тревоги. «Обеспечение комфорта — вот новый приоритет. Поэтому у нас в музее множество скамеек, достаточно туалетов и есть места, где можно поесть, — говорит она. — Концепт „постпандемийного музея“ — это изменения не только в архитектуре, но и в опыте посетителей. В жару мы раздаем холодные полотенца. Зимой — теплые, чтобы согреться».

Выставка Фреда Эверсли «13 женщин» в Музее искусств округа Ориндж. Photo: Yubo Dong, ofstudio
Выставка Фреда Эверсли «13 женщин» в Музее искусств округа Ориндж. Photo: Yubo Dong, ofstudio

Среди первых выставок — обзор творчества художника Фреда Эверсли, участника движения «Свет и пространство», и экспозиция «13 женщин», посвященная основательницам музея. Также рассматривается возможность возвращения к прежнему формату Калифорнийской биеннале, которая была приостановлена с тех пор, как бывший куратор OCMA Дэн Кэмерон странным образом преобразовал ее в Калифорнийско-Тихоокеанскую триеннале в 2013 году.

Несмотря на то что Мейна часто относят к архитекторам, тесно связанным с изобразительным искусством и художниками, это первый художественный музей в его карьере. Опасается ли он, что его здание затмит выставленные в залах произведения искусства? «Вовсе нет, — отвечает он. — Атриум — самое динамичное пространство. Но мы отделили его и фойе от самих галерей. Когда вы попадаете в галереи, интерьер там совершенно нейтральный, так что можно спокойно сосредоточиться на созерцании предметов искусства. Вашим главным воспоминанием о посещении музея, несом­ненно, станет именно искусство». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+