18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Девиз, переходящий в диагноз: бесконтрольное вдохновение

Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е. Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е.
Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард» рассказывает о том, как художники-маргиналы, благодаря интеллектуальным усилиям поклонников их творчества, превращались в законодателей мировых трендов

Если попытаться обобщенно, в нескольких словах, передать, о чем идет речь в книге искусствоведа и культуролога Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард», то получится примерно так: это рассказ о процессе встраивания творчества художников-самоучек в мировую культуру. Вроде бы понятная тема, но в ней есть свои сложности — и дискурсивные, и терминологические. Может даже показаться, что в самом названии книги содержится некоторое противоречие. Дело в том, что понятие аутсайдерского искусства, предложенное англичанином Роджером Кардиналом, вошло в обиход в 1970-е — как раз тогда, когда термин «авангард» все чаще начинал подразумевать времена минувшие. Хотя противоречие это становится мнимым, если под аутсайдерами понимать буквально всех авторов, создававших и создающих «неконвенциональное искусство», а представителями авангарда в таком контексте считать тех, кто подобное искусство ценил, пропагандировал и использовал в собственной практике.

Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).
Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).

Художники-маргиналы — категория обширная, и этот статус, кстати, не всегда связан с отсутствием профессионального образования. Например, героиня первой главы книги, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944), к числу самоучек как раз не относилась. В юности она окончила стокгольмскую Академию художеств, однако в историю вошла отнюдь не реалистическими работами, а духовидческими абстракциями. За несколько лет до того, как беспредметность взяли на вооружение Василий Кандинский и Франтишек Купка, Хильма принялась создавать картины, навеянные спиритическими сеансами, которые она проводила вместе с единомышленницами из мистического кружка. Но однажды эти композиции раскритиковал Рудольф Штайнер (1861–1925), основатель антропософии, и Хильма покорно переставила акценты на другие изобразительные формы. Ее наследие стало предметом изучения только в 1980-х, через десятки лет после смерти автора.

Визионерские изображения — неотъемлемая часть аутсайдерского искусства, но есть и другая, в некотором смысле даже более фундаментальная. В 1922 году вышел труд немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», где подобные произведения преподносились не столько с медицинской, сколько с эстетической позиции. Это коррелировало с тем, что провозглашали совсем недавно художники-экспрессионисты и что только собирались провозгласить сюрреалисты во главе с Андре Бретоном. Фрагменты пазла совпали еще и потому, что среди самих деятелей авангарда были не только сторонние исследователи творчества душевнобольных, но и, так сказать, пациенты: например, Антонен Арто, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк. Этой стороне медали у Анны Суворовой тоже посвящен ряд страниц.

Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894. Фото: Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894.
Фото: Nationalmuseum

Во многом именно роман сюрреалистов с маргиналами привел к тому, что работы последних стали появляться на парижских выставках и даже обрели рыночную стоимость — еще в 1930-е. Однако требовался институциональный сдвиг, переход к музеефикации. Этот процесс после Второй мировой войны возглавил французский художник и коллекционер Жан Дюбюффе (1901–1985) — ко всему прочему еще и автор термина «ар-брют», «грубое искусство». Его энтузиазм принес плоды в виде музеев аутсайдерского искусства по всему миру. Что, в свою очередь, повлияло на восприятие художественной культуры в целом.

Такова хронологическая канва, хотя в труде Анны Суворовой важны даже не столько факты и имена, сколько идейные трансформации, происходившие в ХХ веке. Книга невелика размером, однако получилась емкой, насыщенной. Правда, не всеохватной: изложенная здесь история — главным образом западноевропейская и североамериканская. Другая география почти отсутствует, но автор и не претендует на жанр всемирной энциклопедии заявленного феномена. Такого рода энциклопедий, кстати, издано уже немало — как раз вследствие тех культурологических перемен, которые описаны в «Искусстве аутсайдеров и авангарде». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+