18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Девиз, переходящий в диагноз: бесконтрольное вдохновение

Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е. Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е.
Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард» рассказывает о том, как художники-маргиналы, благодаря интеллектуальным усилиям поклонников их творчества, превращались в законодателей мировых трендов

Если попытаться обобщенно, в нескольких словах, передать, о чем идет речь в книге искусствоведа и культуролога Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард», то получится примерно так: это рассказ о процессе встраивания творчества художников-самоучек в мировую культуру. Вроде бы понятная тема, но в ней есть свои сложности — и дискурсивные, и терминологические. Может даже показаться, что в самом названии книги содержится некоторое противоречие. Дело в том, что понятие аутсайдерского искусства, предложенное англичанином Роджером Кардиналом, вошло в обиход в 1970-е — как раз тогда, когда термин «авангард» все чаще начинал подразумевать времена минувшие. Хотя противоречие это становится мнимым, если под аутсайдерами понимать буквально всех авторов, создававших и создающих «неконвенциональное искусство», а представителями авангарда в таком контексте считать тех, кто подобное искусство ценил, пропагандировал и использовал в собственной практике.

Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).
Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).

Художники-маргиналы — категория обширная, и этот статус, кстати, не всегда связан с отсутствием профессионального образования. Например, героиня первой главы книги, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944), к числу самоучек как раз не относилась. В юности она окончила стокгольмскую Академию художеств, однако в историю вошла отнюдь не реалистическими работами, а духовидческими абстракциями. За несколько лет до того, как беспредметность взяли на вооружение Василий Кандинский и Франтишек Купка, Хильма принялась создавать картины, навеянные спиритическими сеансами, которые она проводила вместе с единомышленницами из мистического кружка. Но однажды эти композиции раскритиковал Рудольф Штайнер (1861–1925), основатель антропософии, и Хильма покорно переставила акценты на другие изобразительные формы. Ее наследие стало предметом изучения только в 1980-х, через десятки лет после смерти автора.

Визионерские изображения — неотъемлемая часть аутсайдерского искусства, но есть и другая, в некотором смысле даже более фундаментальная. В 1922 году вышел труд немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», где подобные произведения преподносились не столько с медицинской, сколько с эстетической позиции. Это коррелировало с тем, что провозглашали совсем недавно художники-экспрессионисты и что только собирались провозгласить сюрреалисты во главе с Андре Бретоном. Фрагменты пазла совпали еще и потому, что среди самих деятелей авангарда были не только сторонние исследователи творчества душевнобольных, но и, так сказать, пациенты: например, Антонен Арто, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк. Этой стороне медали у Анны Суворовой тоже посвящен ряд страниц.

Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894. Фото: Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894.
Фото: Nationalmuseum

Во многом именно роман сюрреалистов с маргиналами привел к тому, что работы последних стали появляться на парижских выставках и даже обрели рыночную стоимость — еще в 1930-е. Однако требовался институциональный сдвиг, переход к музеефикации. Этот процесс после Второй мировой войны возглавил французский художник и коллекционер Жан Дюбюффе (1901–1985) — ко всему прочему еще и автор термина «ар-брют», «грубое искусство». Его энтузиазм принес плоды в виде музеев аутсайдерского искусства по всему миру. Что, в свою очередь, повлияло на восприятие художественной культуры в целом.

Такова хронологическая канва, хотя в труде Анны Суворовой важны даже не столько факты и имена, сколько идейные трансформации, происходившие в ХХ веке. Книга невелика размером, однако получилась емкой, насыщенной. Правда, не всеохватной: изложенная здесь история — главным образом западноевропейская и североамериканская. Другая география почти отсутствует, но автор и не претендует на жанр всемирной энциклопедии заявленного феномена. Такого рода энциклопедий, кстати, издано уже немало — как раз вследствие тех культурологических перемен, которые описаны в «Искусстве аутсайдеров и авангарде». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+