18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тематическое полотно Маковского отреставрируют к Масленице

Константин Маковский. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». 1869. Фото: Государственный Русский музей
Константин Маковский. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». 1869.
Фото: Государственный Русский музей

В Русском музее началась реставрация большого полотна Константина Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Работы будут комплексными и включают образовательный и просветительский этап

Большое полотно Константина Маковского 1869 года с изображением народного масленичного гулянья на Адмиралтейской площади не покидает залы Государственного Русского музея вот уже 125 лет. Состояние картины в последние годы специалисты оценивали как сложное, она нуждалась в серьезном внимании. Комплексная реставрация стала возможной при поддержке ПАО «Газпром».

В свое время за «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» Константин Маковский был удостоен звания профессора Академии художеств. Всесильный критик Владимир Стасов высоко оценил картину, заметив, что художнику удалось представить в масленичном гулянье образ всего Петербурга.

Реставратор Ольга Кленова. Фото: ПАО «Газпром»
Реставратор Ольга Кленова.
Фото: ПАО «Газпром»

Написанная более 150 лет назад, эта работа размером 215 на 321 см с 1897 года находилась в постоянной экспозиции Русского музея. Со временем основа холста ослабла и провисла, из-за чего красочный слой покрылся густой сетью различного вида трещин. А попытки специалистов улучшить натяжение с помощью расклинивания подрамника привели к образованию жестких изломов на холсте и к повреждениям рамы. Из-за провисания холста на поверхности картины возникали многочисленные механические повреждения живописи: прорывы, утраты красочного слоя. Реставраторам неоднократно приходилось заделывать их всеми доступными способами и материалами. А использование крепкого животного клея для усиления краев картины, в свою очередь, становилось причиной дальнейшего ухудшения состояния ее основы.

Поэтому на начальном этапе работ специалистам предстоит удалить следы предыдущих вмешательств, убрать поздние записи с мест прорывов, нивелировать старый реставрационный грунт до уровня авторской живописи. Затем укрепить красочный слой, выровнять поверхность, устранить различного рода деформации. После работы с красочным слоем полотно будет натянуто на новый подрамник. Отдельно мастера займутся рамой. Она поступила в музей вместе с полотном и к 2010 году пришла в такое состояние, что ее пришлось заменить на временную. После завершения работ полотно и рама воссоединятся.

Оригинальная рама картины в процессе реставрации. Фото: ПАО «Газпром»
Оригинальная рама картины в процессе реставрации.
Фото: ПАО «Газпром»

Предстоящий реставрационный проект будет включать образовательный и просветительский этап. Готовится цикл мастер-классов для студентов профильных вузов, участвующих в многофункциональном социальном проекте ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Все этапы работы будут сняты на видео, и по ее результатам Русский музей создаст фильм об истории реставрации картины. Его покажут в Центре мультимедиа ГРМ и включат в медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», где его смогут посмотреть все желающие.

По мнению Владимира Гусева, генерального директора ГРМ, сотрудничество с ПАО «Газпром» в области реставрации и образования пойдет на пользу не только музею. «Это поможет укреплению понятия ленинградской школы реставрации и привлечению нового поколения мастеров», — отметил он.

За последние годы ПАО «Газпром» не впервые участвует в реставрации картин Русского музея. В 2019 году весь комплекс необходимых работ прошло полотно Михаила Нестерова «Святая Русь», а к 350-летию со дня рождения первого русского императора при поддержке компании была отреставрирована картина Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке…». Все работы с полотном Константина Маковского специалисты планируют завершить к Масленице 2023 года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+