18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

«Русский авангард. Искусство для нового мира»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Выставка, которая займет Манеж Малого Эрмитажа, по словам генерального директора музея Михаила Пиотровского, уже с грандиозным успехом прошла в Амстердаме в начале 2022 года и, образно говоря, была вывезена обратно в Россию в том же последнем вагоне, что и коллекция Морозова. Выставка, посвященная «внедрению авангарда в быт и жизнь», включает в себя около 500 экспонатов, созданных с 1900-х до середины 1950-х годов. Это живопись и графика, книги, текстиль. Видное место в экспозиции занимает фарфор, в дизайне которого отметились практически все звезды русского авангарда. Автор концепции выставки — Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Эрмитажа.

8 декабря 2022 года — 26 марта 2023 года

Блюдце «Серп, молот и шестерня». Автор композиции Рудольф Вильде.  Государственный фарфоровый завод. 1921. Фото: Государственный Эрмитаж
Блюдце «Серп, молот и шестерня». Автор композиции Рудольф Вильде. Государственный фарфоровый завод. 1921.
Фото: Государственный Эрмитаж
«ДК СССР»

Центральный выставочный зал «Манеж», Москва

Название выставки расшифровывается как «Дом культуры СССР», и это крупная ретроспектива, которую создает РОСИЗО силами самых разных музеев. Посвященная 100-летию образования СССР, она расскажет о том, как государство формировало советскую культуру всех входивших в союз республик. Дома культуры в самых разных городах и весях становились своего рода лабораториями и мастерскими, доступными любому гражданину. Разные виды искусства, начиная с живописи и заканчивая кинематографом и театром, получат на выставке свои разделы, в которых будут представлены их лучшие, хрестоматийные образцы. Обещают, что выставка будет «глобальной инсталляцией». Ее дизайном занимается бюро Planeta9 Агнии Стерлиговой, а обычно это означает, что получится очень зрелищно.

3 февраля — 1 апреля 2023 года

Рендер выставки «ДК СССР». Фото: РОСИЗО
Рендер выставки «ДК СССР».
Фото: РОСИЗО
«Выставка коллекции екатеринбургского фонда „Синара“»

Московский музей современного искусства, Москва

Фонд «Синара», принадлежащий одноименному холдингу, собрал отличную коллекцию российского совриска, а также региональных художников. Московский музей современного искусства, пригласив это собрание в свои стены, покажет нам в здании на Петровке классиков, в том числе Александра Бродского, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Дмитрия Александровича Пригова, группу Recycle Group, а также познакомит с именами уральских художников, в числе которых Валерий Дьяченко, Олег Еловой, Екатерина Поединщикова, Владимир Селезнев, Николай Федореев.

15 февраля — 21 мая 2023 года

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Из серии «Времена года русской живописи». Фото: Фонд «Синара»
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Из серии «Времена года русской живописи».
Фото: Фонд «Синара»
«Первая позиция. Русский балет»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Один из символов русской культуры — балет, и в общем контексте выставочной парадигмы нынешнего периода логично, что в нашем списке найдется место и ему. Недаром Сергей Дягилев и его балет — одна из самых популярных тем для выставок в 2022 году. Впрочем, большая экспозиция в петербургском Манеже расскажет не только о «Русских сезонах», но и о том, что было до и позже. Основным образом выставки станет «Лебединое озеро», которым гордились и императорские, и советские театры. Проект будет построен на сочетании современных цифровых технологий и мультимедийных инсталляций с огромным количеством экспонатов, включая костюмы.

22 февраля — 21 мая 2023 года

Сцена из «Лебединого озера». Большой театр, 1950-е. Фото: Евгений Умнов/MAMM
Сцена из «Лебединого озера». Большой театр, 1950-е.
Фото: Евгений Умнов/MAMM
«Дом моделей. Индустрия советских образов»

Музей Москвы, Москва

Выставка-исследование, которой Музей Москвы продолжает серию успешных и интеллектуальных проектов о разных аспектах советского наследия («Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО»). На сей раз нам расскажут о главных столичных «институтах моды» ХХ века: Ателье мод, Дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей на Кузнецком Мосту. Мы узнаем, как развивалась концепция дома моделей в Советском Союзе и как менялись эстетические представления и потребности. Помимо Вячеслава Зайцева, перед нами предстанут и другие модельеры, менее известные: Светлана Качарава, Тамара Мокеева, Наталья Орская, Татьяна Осмеркина, Тамара Файдель и другие.

7 марта — 2 июля 2023 года

Манекенщица Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды Галина Миловская демонстрирует платье для коктейля. Москва. 1 августа 1968 г. Фото: Великжанин Виктор/ТАСС
Манекенщица Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды Галина Миловская демонстрирует платье для коктейля. Москва. 1 августа 1968 г.
Фото: Великжанин Виктор/ТАСС
«Наука и искусство»

Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Коллаборация Еврейского музея с Политехническим музеем, который в ожидании окончания реконструкции показывается и на других площадках. Проект расскажет о том, как две разные стороны человеческой деятельности — естественная и гуманитарная — на протяжении 500 лет взаимодействовали между собой. Заявленная как зрелище для всех возрастов, начиная с ясельного, выставка соберет более 80 произведений искусства — от гравюр Альбрехта Дюрера и живописи Питера Брейгеля Младшего до инсталляций современных художников, таких как ::vtol:: и Андрей Бартенев. И все это будет разнесено на восемь разделов, среди которых «Астрономия», «Оптика» и «Биомеханика». А что? Произведения Кандинского очень интересно рассматривать, сравнивая с микробами под микроскопом, а мобили Колдера — зная законы физики.

21 марта — 2 июля 2023 года

Рембрандт Харменс ван Рейн Ученый в своем кабинете. 1652. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Рембрандт Харменс ван Рейн Ученый в своем кабинете. 1652.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
«После импрессионизма»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Проект с подзаголовком «Изобретая современное искусство», который рассказывает о том, что же случилось после последней выставки импрессионистов в 1886 году, готовился Пушкинским музеем совместно с лондонской Национальной галереей с 2019 года. Задачей кураторов было отойти от франкоцентризма при рассмотрении истории искусств до Первой мировой войны и подчеркнуть вклад других столиц, от Брюсселя до Москвы. Выставку должны были показать в России и Великобритании, но после февральских событий она мутировала в две отдельные выставки, которые каждый из двух музеев теперь дополняет по-своему. Как рассказал куратор московской выставки Илья Доронченков, она разместится на трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки: в постоянную экспозицию будут осуществлены весьма внушительные интервенции русской живописи из собрания ГМИИ (отдела личных коллекций), Русского музея, Третьяковки и региональных музеев. Это будет «русский комментарий» к эволюции живописи рубежа веков.

18 апреля — 20 августа 2023 года

Василий Кандинский. «Импровизация 20». 1911. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Василий Кандинский. «Импровизация 20». 1911.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Выставка собрания Музея искусств И.В.Савицкого в Нукусе»

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра

Коллекция русского авангарда из этого узбекского музея в городе Нукус — одна из лучших за пределами России. Несколько лет назад ее уже показывали в Пушкинском музее, но совершенно не вредно повторить, тем более что Третьяковская галерея и Фонд развития культуры и искусства Узбекистана подписали договор о том, что наш музей поможет в ее изучении и оцифровке (и, видимо, реставрации). Пока же в стенах «Нового Иерусалима» нам, как сообщает музей, представят «неизвестных художников советского поставангарда 1920−1930-х годов».

лето 2023 года

Алексей Исупов. «Продавец арбузов». 1911. Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого/РОСИЗО
Алексей Исупов. «Продавец арбузов». 1911.
Фото: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого/РОСИЗО
«Борис Григорьев. Живопись и графика из музейных и частных собраний»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Один из немногих крупных частных проектов в наступающем году. Музей Фаберже и Культурно-исторический фонд «Связь времен» весной планируют открыть выставкой Бориса Григорьева новое выставочное пространство в музее, особняке Нарышкиных — Шуваловых. Это картины Григорьева, собиранием которых фонд Виктора Вексельберга занимался последние десять лет и никогда не показывал широкой публике. Мы увидим грандиозное полотно «Ревизор», цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы» и южноамериканские пейзажи — все это будет дополнено более известными картинами из госмузеев.

осень 2023 года

Борис Григорьев. Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1933-1935. Из цикла «Лики России». Фото: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, Культурно-исторический фонд «Связь времен»
Борис Григорьев. Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1933-1935. Из цикла «Лики России».
Фото: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, Культурно-исторический фонд «Связь времен»
«Выбор Добычиной»

Музей русского импрессионизма, Москва

Показав в 2021 году успешный проект «Охотники за искусством», посвященный 14 частным советским коллекционерам, музей подготовил своего рода приквел к нему. Но не про десяток собирателей, а про одного, и не про мужчину, а про женщину, да еще какую. Надежда Добычина (1884–1950) — это фактически первая русская галеристка. В своем Художественном бюро она организовала «Постоянную выставку современного искусства», а также устраивала временные групповые и персональные выставки-продажи. Там же состоялась «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» — первый показ «Черного квадрата» Казимира Малевича.

8 июня — 24 сентября 2023 года

Единственная сохранившаяся фотография последней выставки  «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» (видно 21 работу из 39). Фото: Wikimedia Commons
Единственная сохранившаяся фотография последней выставки «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» (видно 21 работу из 39).
Фото: Wikimedia Commons
«В.И.Суриков. К 175-летию со дня рождения»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очередной столп русского искусства XIX века дождался монографической выставки. Произведения из Русского музея будут дополнены работами из Третьяковки и других собраний — всего их будет около сотни. Русский музей называет этот проект своей главной выставкой 2023 года. Указывают, что позже выставка отправится в Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.

август — ноябрь 2023 года

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870. Фото: Государственный Русский музей
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870.
Фото: Государственный Русский музей
«Николай Рерих»

Новая Третьяковка, Москва

Государственная Третьяковская галерея этой выставкой отмечает круглую дату — 150-летие со дня рождения великого визионера. «Мы решили сделать акцент на русском периоде творчества Николая Рериха. Покажем много интересных произведений из музеев России, и не только России. Мы раскроем разные стороны его личности и его деятельности, покажем его как театрального художника», — рассказывает куратор Татьяна Карпова. К открытию обещают успеть отреставрировать недавно приобретенный гигантский занавес к балету «Половецкие пляски» из дягилевских «Русских сезонов». Также будут представлены монументальные работы, в частности для талашкинской церкви княгини Тенишевой и эскизы для герцога Ольденбургского. Экспозицию дополнят половецкие идолы и памятники искусства Азии.

октябрь 2023 года — февраль 2024 года

Николай Рерих. «Канченджунга». 1936. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Канченджунга». 1936.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»

Музеи Московского Кремля, Москва

Большой проект о том, как русская монархия, стремясь подкрепить политическую и теологическую преемственность Руси от Византии, поддерживала легенды о принадлежности своих реликвий, таких как шапка Мономаха или шлем Александра Невского, важным историческим фигурам из собственного прошлого. Начала это Софья Палеолог, а вторая крупная волна подобных фальсификаций пришлась на эпоху историзма в XIX веке со всплеском интереса к древней российской истории. Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать.

12 октября 2023 года — 14 января 2024 года

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». 1875. Фото: Государственный Русский музей
Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». 1875.
Фото: Государственный Русский музей
Алексей Щусев. 150.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

Обстоятельно показав наследие Константина Мельникова, Музей архитектуры продолжает работать со списком крупнейших фигур ХХ века. На сей раз пришел черед Алексея Щусева, которому исполняется 150 лет. Эту годовщину музею, носящему его имя, сами понимаете, пропустить совершенно невозможно. Более 200 эскизов и рисунков, в том числе из Третьяковки, покажут в стенах музея, причем проект будет таким большим, что храмовому зодчеству Щусева отдельно отведут пространство Аптекарского приказа. Действительно, смешивать эскизы Марфо-Мариинской обители с Московским метро и Мавзолеем Ленина как-то неприлично.

27 сентября – январь 2024

Алексей Щусев с эскизом Казанского вокзала. 1914. Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Алексей Щусев с эскизом Казанского вокзала. 1914.
Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка к 140-летию Павла Филонова

Новый Манеж, Москва

Еще один мастер, чья круглая дата отмечается в 2023 году, — Павел Филонов. К этой годовщине пространство Нового Манежа примет ретроспективу его работ из Русского музея. Проект должен рассказать о том, как формировалась главная идея творчества Филонова — представление о мировом расцвете, а также другие философские и религиозные аспекты его живописных фантазий. В пандан к этой выставке в самом Русском музее пройдет показ представителей филоновской школы.

ноябрь — декабрь 2023 года

Павел Филонов. «Ударники» («Мастера аналитического искусства»). 1934–1935. Фото: Государственный Русский музей
Павел Филонов. «Ударники» («Мастера аналитического искусства»). 1934–1935.
Фото: Государственный Русский музей
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+