18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году

Автор текста
Софья Багдасарова
Искусстовед, журналист, арт-блогер
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944. Фото: Собрание Романа Бабичева
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944.
Фото: Собрание Романа Бабичева
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки

Ежегодно в декабре мы составляем список «Лучшие выставки будущего года», опрашивая ведущие музеи об их планах, и сейчас, перечитывая материал, составленный в конце 2021 года, хочется утирать слезы. Столько выставок, намеченных на этот год, оказались отмененными после начала спецоперации России на Украине: Арчимбольдо в ГМИИ, Анне Имхоф в «Гараже», Болтански в петербургском Манеже, «Сокровища музеев Генуи» в ГИМе и так далее! Многие из них уже переносили из-за ковида, но тогда бедствие было общемировым и мы питали надежды, что после окончания пандемии эти проекты все-таки увидим, и даже были намечены конкретные даты. Теперь же Рубикон перейден окончательно — больше никаких готовых импортных проектов, никаких собственных блокбастеров с участием западных экспонатов, никаких ретроспектив живых звезд мировой арт-сцены. И почти никаких конкретных будущих дат. В своей выставочной политике российские музеи оказались отброшены к состоянию советского периода, когда из иностранного к их услугам были лишь фонды музеев соцлагеря и прочих дружественных, но немножечко недотягивающих до европейского уровня стран. Невозможно ввозить для показов и работы русских художников, которые хранят на Западе многие крупные российские коллекционеры.

Аналогично съежились и российские выездные проекты. Ничего подобного выставкам коллекций Сергея Щукина и братьев Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton в ближайшее время не состоится. Как пишут наши британские коллеги, на лето 2023-го и зиму 2023–2024 годов был давно намечен крупнейший проект «После импрессионизма», коллаборация лондонской Национальной галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который планировалось показать в обеих странах. Его крах иностранные кураторы назвали «душераздирающим», однако смогли найти замену работам из российского собрания у западных коллекционеров. ГМИИ тоже будет обходиться собственными силами.

Новости, подобные опубликованной в ноябре Министерством культуры («Музей Мирового океана представил на Кубе выставку об истории создания российского флота»), теперь появляются все чаще.

Текущая геополитическая ситуация повлияла и на бюджеты — в сторону их уменьшения. Стало меньше государственных денег, а еще меньше денег спонсорских. Свои проекты сворачивают частные меценаты. Так, в ближайшее время мы не увидим ничего нового в Музее современного искусства «Гараж».

Выставлять современное искусство, обязанное ловить пульс окружающей жизни, становится делом рискованным, а необходимость соблюдать политкорректность — для многих кураторов и художников почти невыполнимая задача.

Выставочные организации свои планы теперь утверждают в Министерстве культуры заранее, причем задолго. Поэтому музеи делают ставку на спокойное и традиционное. Самым крупным проектом в Государственной Третьяковской галерее, видимо, будет ретроспектива Николая Рериха, в Государственном Русском музее — Василия Сурикова, Эрмитаж же расскажет о взаимоотношениях Романовых и романтического культа Средневековья в проекте «Цари и рыцари». Есть ощущение, что возросло число выставок, посвященных иконам и народному искусству.

Также музеи показывают проекты, которые готовили в «тучные» годы, но не успели открыть. Как упомянутая «После импрессионизма» в ГМИИ. В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» покажут экспозицию, посвященную великим достижениям русского балета, которую, вообще-то, готовили к мировым гастролям. Еврейский музей и центр толерантности обещает проект о науке за 500 лет, создававшийся совместно с Политехническим музеем.

Безопасной кажется тема искусства СССР, тем более что в последние годы его действительно научились прекрасно изучать и показывать. Так, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» организует большой проект к 100-летию образования СССР — «ДК СССР», который объединит искусство стран постсоветского пространства. В Музее Москвы откроется выставка «Дом моделей. Индустрия советских образов» о главных столичных «институтах моды» на протяжении ХХ века.

Перетасовка выставочных планов, рассчитанных на годы вперед, во многих институциях привела к появлению немалого числа явно заместительных проектов с подзаголовком «Из фондов музея» — порой это очень интересно, так как вскрывает такие пласты хранения, которые в противном случае вряд ли попали бы на публичное обозрение. И то хлеб.

Подробнее о выставках читайте здесь

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+