Ежегодно в декабре мы составляем список «Лучшие выставки будущего года», опрашивая ведущие музеи об их планах, и сейчас, перечитывая материал, составленный в конце 2021 года, хочется утирать слезы. Столько выставок, намеченных на этот год, оказались отмененными после начала спецоперации России на Украине: Арчимбольдо в ГМИИ, Анне Имхоф в «Гараже», Болтански в петербургском Манеже, «Сокровища музеев Генуи» в ГИМе и так далее! Многие из них уже переносили из-за ковида, но тогда бедствие было общемировым и мы питали надежды, что после окончания пандемии эти проекты все-таки увидим, и даже были намечены конкретные даты. Теперь же Рубикон перейден окончательно — больше никаких готовых импортных проектов, никаких собственных блокбастеров с участием западных экспонатов, никаких ретроспектив живых звезд мировой арт-сцены. И почти никаких конкретных будущих дат. В своей выставочной политике российские музеи оказались отброшены к состоянию советского периода, когда из иностранного к их услугам были лишь фонды музеев соцлагеря и прочих дружественных, но немножечко недотягивающих до европейского уровня стран. Невозможно ввозить для показов и работы русских художников, которые хранят на Западе многие крупные российские коллекционеры.
Аналогично съежились и российские выездные проекты. Ничего подобного выставкам коллекций Сергея Щукина и братьев Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton в ближайшее время не состоится. Как пишут наши британские коллеги, на лето 2023-го и зиму 2023–2024 годов был давно намечен крупнейший проект «После импрессионизма», коллаборация лондонской Национальной галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который планировалось показать в обеих странах. Его крах иностранные кураторы назвали «душераздирающим», однако смогли найти замену работам из российского собрания у западных коллекционеров. ГМИИ тоже будет обходиться собственными силами.
Новости, подобные опубликованной в ноябре Министерством культуры («Музей Мирового океана представил на Кубе выставку об истории создания российского флота»), теперь появляются все чаще.
Текущая геополитическая ситуация повлияла и на бюджеты — в сторону их уменьшения. Стало меньше государственных денег, а еще меньше денег спонсорских. Свои проекты сворачивают частные меценаты. Так, в ближайшее время мы не увидим ничего нового в Музее современного искусства «Гараж».
Выставлять современное искусство, обязанное ловить пульс окружающей жизни, становится делом рискованным, а необходимость соблюдать политкорректность — для многих кураторов и художников почти невыполнимая задача.
Выставочные организации свои планы теперь утверждают в Министерстве культуры заранее, причем задолго. Поэтому музеи делают ставку на спокойное и традиционное. Самым крупным проектом в Государственной Третьяковской галерее, видимо, будет ретроспектива Николая Рериха, в Государственном Русском музее — Василия Сурикова, Эрмитаж же расскажет о взаимоотношениях Романовых и романтического культа Средневековья в проекте «Цари и рыцари». Есть ощущение, что возросло число выставок, посвященных иконам и народному искусству.
Также музеи показывают проекты, которые готовили в «тучные» годы, но не успели открыть. Как упомянутая «После импрессионизма» в ГМИИ. В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» покажут экспозицию, посвященную великим достижениям русского балета, которую, вообще-то, готовили к мировым гастролям. Еврейский музей и центр толерантности обещает проект о науке за 500 лет, создававшийся совместно с Политехническим музеем.
Безопасной кажется тема искусства СССР, тем более что в последние годы его действительно научились прекрасно изучать и показывать. Так, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» организует большой проект к 100-летию образования СССР — «ДК СССР», который объединит искусство стран постсоветского пространства. В Музее Москвы откроется выставка «Дом моделей. Индустрия советских образов» о главных столичных «институтах моды» на протяжении ХХ века.
Перетасовка выставочных планов, рассчитанных на годы вперед, во многих институциях привела к появлению немалого числа явно заместительных проектов с подзаголовком «Из фондов музея» — порой это очень интересно, так как вскрывает такие пласты хранения, которые в противном случае вряд ли попали бы на публичное обозрение. И то хлеб.
Подробнее о выставках читайте здесь