Ни для кого не секрет, что старые мастера вышли из моды у коллекционеров. Одетые в Prada завсегдатаи Frieze и Art Basel не интересуются ими. Конечно, и у старых мастеров случаются триумфы. Самым дорогим произведением искусства (с большим отрывом) является сильно зареставрированный «Спаситель мира», который в 2017 году продали на Christie’s за $450,3 млн как давно утраченный шедевр Леонардо да Винчи, включив его на нью-йоркские торги современного искусства. А на прошедшей недавно на Christie’s распродаже коллекции Пола Аллена, принесшей в общей сложности $1,6 млрд, были в числе прочего представлены работы, созданные до 1850 года. Так, «Мадонна с Младенцем и ангелами» (около 1490) Боттичелли ушла за $48,5 млн (все итоговые цены приведены с учетом процента аукционного дома).
Но такие цены, скорее, исключение. По данным последнего отчета Global Art Market Report, составленного Art Basel и UBS, в прошлом, 2021 году работы европейских старых мастеров принесли всего 4% от мировых аукционных продаж искусства, составивших $26,3 млрд. А вот в 1970-е, когда великолепный «Портрет Хуана де Парехи» кисти Диего Веласкеса, купленный Метрополитен-музеем за $5,5 млн, стал самым дорогим произведением искусства, проданным на аукционе, старые мастера были ведущей категорией.
«Старые мастера — это нишевой рынок, — говорит дилер старых мастеров Фабрицио Моретти с представительствами в Лондоне и Монако, недавно открывший в районе Сент-Джеймс новое пространство площадью 800 кв. м, которое он делит с Эммой Уорд, специализирующейся на искусстве импрессионистов и модернистов. — Он практически не изменился за последнее десятилетие. На нем не очень много продавцов и не очень много коллекционеров. Но при этом некоторые покупатели современного искусства все-таки стремятся добавить к своим коллекциям работы знаменитых художников прошлого». Моретти считает, что рынок старых мастеров живет за счет дорогих престижных вещей, в то время как работы из более низкого ценового сегмента спросом не пользуются.
Но проблема в том, что на слуху у таких миллиардеров из сферы технологий и финансов, каким был Аллен, не так много больших имен из числа старых мастеров. Да, есть Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Вермеер — но когда шедевр с безупречным провенансом кисти кого-нибудь из этих художников в последний раз оказывался на открытом рынке? Сила имени и «дурного» примера такова, что на онлайн-торгах Christie’s совсем недавно, 28 ноября, поздняя и сильно поврежденная копия того самого «Спасителя мира» Леонардо доросла в цене до €1 млн при предварительной оценке в €10–15 тыс.
«Высококачественные работы в большом дефиците, — говорит нью-йоркский арт-консультант Тодд Левин, один из редких специалистов, в чью сферу экспертизы входят как старые мастера, так и современное искусство. — Очень многие вещи попали в музейные собрания и уже никогда не покинут их. Произведений на „пять с плюсом“ кисти крупных художников больше нет. Поэтому вам остается покупать либо работы на „четыре с плюсом“ от художников на „пять с плюсом“, либо произведения на „пять с плюсом“ от художников на „четыре с плюсом“».
Впечатление, что работы на «пять с плюсом» от самых крупных имен все-таки есть в продаже, создается за счет «репутационных повышений». «Мадонна с Младенцем и ангелами» из собрания Аллена связана с тондо, которое атрибутируется самому Боттичелли и находится в Галерее Уффици. Хотя многие исследователи долгое время рассматривали картину как произведение художника и мастерской, в каталоге Christie’s она была обозначена как подлинник Боттичелли. Сходным образом Sotheby’s позиционировал версию хранящейся в Прадо знаменитой картины Тициана «Венера и Адонис», включенную в его декабрьские торги живописи старых мастеров в Лондоне, как «самую выдающуюся картину художника, выставленную на аукцион в этом столетии», хотя в каталоге она была обозначена как «Тициан и мастерская». На торгах 7 декабря эта картина ушла за £11,164 млн при эстимейте £8–12 млн.
Таким образом, остаются работы на «пять с плюсом» от авторов на «четыре с плюсом». К примеру, с учетом того, что на рынке вряд ли снова окажется какая-нибудь выдающаяся картина Питера Брейгеля Старшего, покупателям приходится довольствоваться лучшими произведениями его одаренных потомков. В октябре картина Яна Брейгеля Старшего маслом на меди 1616 года со впечатляющим провенансом, изображающая крестьянский праздник на берегу реки, внезапно стала предметом импульсивной покупки за $10 млн на стенде Johnny Van Haeften на Frieze Masters. А на распродаже коллекции Пола Аллена живописная серия «Пять чувств» Яна Брейгеля Младшего ушла за $8,6 млн, что значительно выше эстимейта и более чем вдвое больше цены в $3,9 млн, которую, по данным Artprice, коллекционер заплатил за нее в 2001 году.
На только что состоявшихся в Лондоне аукционах старых мастеров Sotheby’s и Christie’s эти имена художников, к которым нельзя приложить определение «величайший», пользовались весьма сдержанным интересом. «Сбор налогов» Питера Брейгеля Младшего ушел на Sotheby’s за £264 тыс. при эстимейте £300–500 тыс., «Пейзаж с рекой» Саломона Рёйсдала — за £189 тыс. при эстимейте
£200–300 тыс. Топ-лотом Christie’s ожидаемо стала рокайльная галантная сцена Жан-Франсуа де Труа — продана за £2,922 млн при эстимейте £2–3 млн. Заметно подорожал на торгах Christie’s только классический голландский «Натюрморт с ремером» Виллема Класа Хеды — до £756 тыс. при эстимейте £150–250 тыс.
Интересно, что в интернациональные торги «Живопись старых мастеров» и Sotheby’s была включена русская работа — «Ярость морей» Ивана Айвазовского, с провенансом «из европейской коллекции». При предварительной оценке в £600–800 тыс. она продана за £1,729 млн — вполне «допожарная» цена.
Настоящие проблемы у старых мастеров начинаются на более низких звеньях ценовой цепочки. Возьмем, к примеру, искусно написанный «Зимний пейзаж» на доске кисти фламандского художника XVII века Франса де Момпера, проданный в октябре на онлайн-торгах старых мастеров Christie’s по нижнему эстимейту за $32,76 тыс. По данным Artprice, продавец приобрел эту работу на Christie’s в 2012 году за $40,26 тыс., что более чем вдвое дешевле ее итоговой цены на аукционе 1999 года. Судьба этой картины, относящейся к категории своего рода декоративных работ старых мастеров стоимостью до €100 тыс., которые пользовались популярностью у европейских профессиональных игроков рынка и предпринимателей на TEFAF Maastricht и на дневных торгах в 1980–1990-е, служит ярким примером убытков, с которыми столкнулись в последние годы продавцы старых мастеров из более низкого ценового сегмента.
«Разрыв цен между немногочисленными произведениями высочайшего качества и подавляющим большинством вещей на рынке продолжает увеличиваться, — рассказывает Меган Коркоран, специализирующаяся на рынке старых мастеров в лондонской аналитической фирме ArtTactic. — Одна работа может сделать от 20 до 40% от общего объема продаж за целый год. Средний класс больше не покупает искусство, чтобы украсить дом и долго хранить его у себя. Это все в прошлом».
Системные проблемы, с которыми сталкиваются покупатели и продавцы старых мастеров, хорошо известны и часто обсуждаются. На них трудно заработать. Их религиозные и мифологические сюжеты не трогают людей. Покупателей отталкивают сомнения, связанные с атрибуцией и состоянием картин. В отличие от работ таких авторов, как Энди Уорхол или Бэнкси, они не узнаются с первого взгляда. Их нужно кропотливо изучать. Они не вписываются в современные интерьеры. Они просто не в моде. И так далее.
Но, пожалуй, самая большая трудность, связанная со старыми мастерами, заключается в том, что их нужно внимательно рассматривать. «Количество времени и внимания, которое они требуют, плохо сочетается с реалиями современного мира. Люди разленились, они хотят быстрых впечатлений», — объясняет Говард Льюис, чей отец Дэвид Льюис приобрел более 400 картин старых мастеров, художников XIX века и импрессионистов на лондонском рынке в 1960–1970-е. Вместе с отцом Говард Льюис сегодня управляет собранием, известным как «Коллекция Шорр».
«Сообществу дилеров нужно позиционировать себя иначе, — говорит Льюис. — Сделать старых мастеров доступными, сделать их актуальными». Но как этого добиться? Забить стенд на TEFAF картинами, изображающими отсечение головы, чтобы привлечь любителей «Игры престолов»? Устроить акцию «купи старого мастера — получи NFT в подарок»?