18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Проповеднические коробки» обретают ценность

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Британские церкви, возведенные в позднюю георгианскую эпоху, до недавнего времени не вызывали у большинства историков архитектуры сильных эмоций. Однако Кристофер Уэбстер, взявшись за исследование темы, всерьез вознамерился сломать прежние стереотипы

Если церкви раннегеоргианской эпохи уже давно служат объектами восхищения, а в последние десятилетия получили признание и викторианские храмы, то со зданиями позднего георгианского стиля, конца XVIII — первых десятилетий XIX века, дело обстоит иначе. Они не удостаивались положительных отзывов с тех пор, как экклезиологи (богословы, изучающие и трактующие роль церкви в христианстве) еще в XIX веке прозвали их «проповедническими коробками», спроектированными архитекторами с неадекватным пониманием планировки и стиля. Но именно этим зданиям посвящена книга Кристофера Уэбстера «Позднегеоргианские церкви».

Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке
Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке

В 1818 году была создана Комиссия по строительству церквей, и многие храмы, воздвигнутые на ее средства, описаны в прекрасной книге Майкла Х. Порта «600 новых церквей» (2006). Однако Уэбстер, научный сотрудник Йоркского университета, демонстрирует, что и до, и после этой даты было построено значительное количество новых храмов, и, как правило, без грантовой поддержки. Он стремится восстановить справедливость по отношению к ним, тщательно анализируя их происхождение и используя множество иллюстраций.

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund

Уэбстер показывает, что строительство церквей в тот период было ответом на нехватку церковного пространства ввиду стремительного роста населения Англии, главным образом в городах. Проблема усугублялась нехваткой сидячих мест в церквях (арендная плата за скамью рассматривалась как важный источник дохода).

Выбор стиля был серьезным вопросом. Одни утверждали, что готика дешевле классики, другие с этим не соглашались. Конечно, некоторые из классических церквей были поразительно дорогими. В то же время готические образцы слишком часто получались аляповатыми, однако Уэбстер защищает лучшие из них и проявляет сочувствие к менее удачным.

Церковь Святого Луки в Челси. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Святого Луки в Челси.
Фото: Wikimedia Commons

Немалую часть книги автор посвящает северу Англии. Одно исследование касается Юго-Восточного Ланкашира, где энергичная группа духовенства стремилась преодолеть нехватку церковных помещений, часто достигая похвальных архитектурных результатов, таких, например, как собор Святого Петра в Эштон-андер-Лайн (Фрэнсис Гудвин, 1821–1824). И в каждом случае Уэбстер уделяет особое внимание проектированию церквей, демонстрируя множество неожиданных и даже эксцентричных планировок.

Книга поможет лучше понять эти здания в то время, когда многие из них находятся под угрозой бесцеремонного переустройства, закрытия или даже сноса.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+