18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Проповеднические коробки» обретают ценность

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Британские церкви, возведенные в позднюю георгианскую эпоху, до недавнего времени не вызывали у большинства историков архитектуры сильных эмоций. Однако Кристофер Уэбстер, взявшись за исследование темы, всерьез вознамерился сломать прежние стереотипы

Если церкви раннегеоргианской эпохи уже давно служат объектами восхищения, а в последние десятилетия получили признание и викторианские храмы, то со зданиями позднего георгианского стиля, конца XVIII — первых десятилетий XIX века, дело обстоит иначе. Они не удостаивались положительных отзывов с тех пор, как экклезиологи (богословы, изучающие и трактующие роль церкви в христианстве) еще в XIX веке прозвали их «проповедническими коробками», спроектированными архитекторами с неадекватным пониманием планировки и стиля. Но именно этим зданиям посвящена книга Кристофера Уэбстера «Позднегеоргианские церкви».

Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке
Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке

В 1818 году была создана Комиссия по строительству церквей, и многие храмы, воздвигнутые на ее средства, описаны в прекрасной книге Майкла Х. Порта «600 новых церквей» (2006). Однако Уэбстер, научный сотрудник Йоркского университета, демонстрирует, что и до, и после этой даты было построено значительное количество новых храмов, и, как правило, без грантовой поддержки. Он стремится восстановить справедливость по отношению к ним, тщательно анализируя их происхождение и используя множество иллюстраций.

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund

Уэбстер показывает, что строительство церквей в тот период было ответом на нехватку церковного пространства ввиду стремительного роста населения Англии, главным образом в городах. Проблема усугублялась нехваткой сидячих мест в церквях (арендная плата за скамью рассматривалась как важный источник дохода).

Выбор стиля был серьезным вопросом. Одни утверждали, что готика дешевле классики, другие с этим не соглашались. Конечно, некоторые из классических церквей были поразительно дорогими. В то же время готические образцы слишком часто получались аляповатыми, однако Уэбстер защищает лучшие из них и проявляет сочувствие к менее удачным.

Церковь Святого Луки в Челси. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Святого Луки в Челси.
Фото: Wikimedia Commons

Немалую часть книги автор посвящает северу Англии. Одно исследование касается Юго-Восточного Ланкашира, где энергичная группа духовенства стремилась преодолеть нехватку церковных помещений, часто достигая похвальных архитектурных результатов, таких, например, как собор Святого Петра в Эштон-андер-Лайн (Фрэнсис Гудвин, 1821–1824). И в каждом случае Уэбстер уделяет особое внимание проектированию церквей, демонстрируя множество неожиданных и даже эксцентричных планировок.

Книга поможет лучше понять эти здания в то время, когда многие из них находятся под угрозой бесцеремонного переустройства, закрытия или даже сноса.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+