18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Народное искусство как государственный проект

Арарат Мартиросян. Солонка «Армения». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Арарат Мартиросян. Солонка «Армения».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Царицыно» 15 декабря начинается большая выставка, посвященная открытию, расцвету и увяданию народных промыслов в советские 1960–1980-е годы на примере произведений из Вологды, Гжели, Дулева, Жостова, Федоскина и других «золотых брендов»

Большая выставка не только повод показать богатейшее собрание народного искусства музея-заповедника «Царицыно», который в 1980-е годы работал в статусе Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. Это попытка по-новому представить феномен ХХ века — народное искусство как комплексный проект советского государства, а также его влияние на современное искусство стран постсоветского пространства. На выставку привлечено около 700 экспонатов из «Царицыно», Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина и частных коллекций.

Павел Чадунин. Тарелка «Царевна-лягушка». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Павел Чадунин. Тарелка «Царевна-лягушка».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Конец 1950-х — начало 1960-х, период оттепели, стали эпохой открытия темы народного искусства. Организованные экспедиции и просто энтузиасты отправлялись по деревням, чтобы собирать, фотографировать и записывать то, что делали, говорили и пели последние, очень немолодые уже, носители традиционного народного искусства. Вовремя. В ­1960-е годы налоговые реформы буквально исключили в стране возможность существования артелей и производств в селах. Уцелели единицы (например, фабрика «Заонежская вышивка», которая действует, хоть и под разными названиями, с 1929 года по сей день; ей посвящена открытая до 15 декабря выставка во Всероссийском музее декоративного искусства). И пока в интеллигентских малогабаритках присутствие изделий народных мастеров (например, дымковской или каргопольской игрушки) было признаком продвинутости и широты взглядов, бывшие крестьяне изо всех сил пытались забыть деревенские традиции и стать настоящими горожанами.

Светлана Житлухина. «Водоноска». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Светлана Житлухина. «Водоноска».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Господдержка народного искусства началась только в 1970-е годы, когда страна взяла курс на развитие художественных промыслов и их адаптацию к промышленному тиражированию. «Народное декоративно-прикладное искусство является частью советской социалистической культуры», — декларировала газета «Правда» в 1975 году. В школах и вузах, на художественных комбинатах и заводах появились секции и отделы декоративного и народного искусства. Фабрики получили вышивальные машины, изготовление гжельской керамики и жостовских подносов встало на поток.

Плановое увеличение количества изделий привело к падению их качества, а в конечном счете к превращению в расхожие «сувениры». Шаблонный сувенирный формат возрожденного народного искусства стал началом его дискредитации в 1990-х годах. Эта драматическая история возрождения и увядания будет представлена в «Царицыно» на примере «золотых брендов» — расписных узбекских чаш, чайников Дулевского фарфорового завода, стеклянных ваз завода «Неман», черненого серебра Великого Устюга и других.

Владимир Зазнобин «Гармонист». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Владимир Зазнобин «Гармонист».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Однако финал истории печальным не выглядит: традиции и приемы народного искусства обогатили культуру будущих десятилетий, а сейчас интерес к корням и традициям переживает новое возрождение. Пока оно выглядит искренним, хотя государство и ныне не отстает. Осенью 2021 года правительством РФ была принята концепция развития творческих индустрий, призванная «реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учетом их особенностей и специфики». Поддержка малым предприятиям, художникам и художественным институциям, обращающимся к национальным корням, конечно, не повредит. Посмотрим, совершит ли история круг. 

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец
«В поисках народного искусства. К 100-летию создания СССР. 1960–1980-е»
15 декабря 2022 – 28 июля 2024

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+