18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьбу Лопухиных после пожара ждет реставрация

Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Восстановительные работы планировалось начать весной 2023-го, на два года — теперь сроки могут скорректироваться. Вести их будет Музей Востока: здание снова принадлежит ему

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая в последние годы была связана с общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и двумя госмузеями — Музеем Востока и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, загорелась утром 10 декабря. Вспыхнули и обрушились перекрытия между вторым этажом и чердаком. К середине дня огонь полностью потушили. Возгорание локализовали на площади 50 кв. м, а площадь обрушения составила около 40 кв. м. В Музее Востока по поводу чрезвычайной ситуации нам сообщили следующее: «В 2022 году в усадьбе проводились противоаварийные работы, которые были завершены в сентябре. Здание не эксплуатировалось, музейных предметов и сотрудников музея в нем не было».

На наш запрос о том, что известно о ситуации по состоянию на понедельник, в пресс-службе Музея Востока ответили, что в настоящий момент ведется осмотр пострадавшего здания сотрудниками МЧС, а затем в музее будут ждать их заключения. Точного срока вынесения этого заключения нет.

Музей Востока намерен обратиться в Минкультуры РФ за помощью в финансировании реставрации, которая и без того планировалась. «Весной 2023 года должны были начаться масштабные реставрационные работы, по плану ремонт должен был проводиться до 2025 года», — сказали в учреждении РИА Новости.

Информация о том, что здание в настоящее время относится к ведению Музея Востока, а не ГМИИ им. А.С.Пушкина, для многих стала сюрпризом.

В ходе инцидента с возгоранием выяснилось, что в этом году без каких-либо публичных объявлений усадьба Лопухиных была выведена из пользования Пушкинского, который занимал ее с 2019 года. Вероятно, это связано с планами по возвращению сюда государственного Музея Рерихов — филиала Музея Востока, который, после того как усадьбу покинул Международный центр Рерихов, занял здание. Однако вскоре его передали ГМИИ, а Музей Рерихов отправился в павильон № 13 на ВДНХ.

Пока недолгое время усадьба была закреплена за ГМИИ, музей проводил в ней общественные мероприятия, главным образом программы молодежного центра «Пушкинский.Youth». Размещение экспонатов в его стенах было невозможно из-за отсутствия климатического режима и по другим причинам. Как ранее сообщил нашему изданию советник министра культуры Кирилл Рыбак, в подвале усадьбы была нарушена влагоизоляция, а фундамент требует укрепления.

В 2020 году заместитель директора ГМИИ, главный инженер Владимир Сергеев рассказывал нам о состоянии усадьбы Лопухиных. На тот момент музеем было получено предписание из почти 30 пунктов, касающихся неисправностей различных систем. По его словам, за несколько месяцев с сентября 2019 года музейщики стали свидетелями целого ряда аварий систем отопления, регулярных протечек, резких температурных скачков.

Тогда же нашему изданию стало известно, что идет работа над проектом реконструкции усадьбы, в рамках которой, помимо прочего, необходимо было ликвидировать самострои Международного центра Рерихов, что из-за разных юридических проволочек никак не получалось сделать. Поскольку усадьба является памятником архитектуры, необходимо было пройти множество экспертиз. Стадия проектирования и реконструкции должна была занять несколько лет, после этого Министерство культуры планировало вернуться к вопросу о переезде Музея Рерихов с ВДНХ обратно в Малый Знаменский.

Возможность полноценного включения усадьбы в музейный городок ГМИИ им. А.С.Пушкина с обустройством под ней подземных этажей, как под остальными зданиями комплекса, оказывается, не рассматривалась.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+