18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Усадьбу Лопухиных после пожара ждет реставрация

Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Восстановительные работы планировалось начать весной 2023-го, на два года — теперь сроки могут скорректироваться. Вести их будет Музей Востока: здание снова принадлежит ему

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая в последние годы была связана с общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и двумя госмузеями — Музеем Востока и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, загорелась утром 10 декабря. Вспыхнули и обрушились перекрытия между вторым этажом и чердаком. К середине дня огонь полностью потушили. Возгорание локализовали на площади 50 кв. м, а площадь обрушения составила около 40 кв. м. В Музее Востока по поводу чрезвычайной ситуации нам сообщили следующее: «В 2022 году в усадьбе проводились противоаварийные работы, которые были завершены в сентябре. Здание не эксплуатировалось, музейных предметов и сотрудников музея в нем не было».

На наш запрос о том, что известно о ситуации по состоянию на понедельник, в пресс-службе Музея Востока ответили, что в настоящий момент ведется осмотр пострадавшего здания сотрудниками МЧС, а затем в музее будут ждать их заключения. Точного срока вынесения этого заключения нет.

Музей Востока намерен обратиться в Минкультуры РФ за помощью в финансировании реставрации, которая и без того планировалась. «Весной 2023 года должны были начаться масштабные реставрационные работы, по плану ремонт должен был проводиться до 2025 года», — сказали в учреждении РИА Новости.

Информация о том, что здание в настоящее время относится к ведению Музея Востока, а не ГМИИ им. А.С.Пушкина, для многих стала сюрпризом.

В ходе инцидента с возгоранием выяснилось, что в этом году без каких-либо публичных объявлений усадьба Лопухиных была выведена из пользования Пушкинского, который занимал ее с 2019 года. Вероятно, это связано с планами по возвращению сюда государственного Музея Рерихов — филиала Музея Востока, который, после того как усадьбу покинул Международный центр Рерихов, занял здание. Однако вскоре его передали ГМИИ, а Музей Рерихов отправился в павильон № 13 на ВДНХ.

Пока недолгое время усадьба была закреплена за ГМИИ, музей проводил в ней общественные мероприятия, главным образом программы молодежного центра «Пушкинский.Youth». Размещение экспонатов в его стенах было невозможно из-за отсутствия климатического режима и по другим причинам. Как ранее сообщил нашему изданию советник министра культуры Кирилл Рыбак, в подвале усадьбы была нарушена влагоизоляция, а фундамент требует укрепления.

В 2020 году заместитель директора ГМИИ, главный инженер Владимир Сергеев рассказывал нам о состоянии усадьбы Лопухиных. На тот момент музеем было получено предписание из почти 30 пунктов, касающихся неисправностей различных систем. По его словам, за несколько месяцев с сентября 2019 года музейщики стали свидетелями целого ряда аварий систем отопления, регулярных протечек, резких температурных скачков.

Тогда же нашему изданию стало известно, что идет работа над проектом реконструкции усадьбы, в рамках которой, помимо прочего, необходимо было ликвидировать самострои Международного центра Рерихов, что из-за разных юридических проволочек никак не получалось сделать. Поскольку усадьба является памятником архитектуры, необходимо было пройти множество экспертиз. Стадия проектирования и реконструкции должна была занять несколько лет, после этого Министерство культуры планировало вернуться к вопросу о переезде Музея Рерихов с ВДНХ обратно в Малый Знаменский.

Возможность полноценного включения усадьбы в музейный городок ГМИИ им. А.С.Пушкина с обустройством под ней подземных этажей, как под остальными зданиями комплекса, оказывается, не рассматривалась.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+