Восстановление фасадов особняка Румянцева — важная веха в процессе сохранения исторического облика Петербурга. За почти 300-летнюю историю дом этот становился свидетелем многих судьбоносных событий. Например, в этом месте Английской набережной, прямо перед особняком, в 1917 году был пришвартован крейсер «Аврора», стрелявший отсюда холостыми патронами по Зимнему дворцу. И именно в этом здании в послевоенные годы родился музей истории города.
Планы по реставрации и укреплению фасадов румянцевского особняка, теперь пребывающего в статусе филиала упомянутого музея, были разработаны уже несколько лет назад. По мнению специалистов, лицевой фасад здания уже давно находился в аварийном состоянии. В 2018 году была проведена комплексная историко-культурная экспертиза, началась подготовка проектной документации, но из-за пандемии коронавируса работы пришлось приостановить. Генеральный подрядчик, компания «Возрождение Петербурга», непосредственно к реставрации приступил в феврале 2022 года, а уже в конце октября завершил ее. Средства для этого, почти 40 млн руб., были выделены из городского бюджета.
Особняк неоднократно перестраивался. Первоначально, с 1740-х годов, этой землей владели князья Голицыны. При них построили первое здание — по проекту неизвестного архитектора. Но уже в 70-х годах того же века оно было перестроено Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Вскоре Голицыны продают особняк; затем сменяется несколько владельцев, пока в 1802 году его не приобретает Николай Петрович Румянцев (1754–1826) — государственный деятель, дипломат, покровитель наук и искусств. Он перестраивает здание по проекту Василия Глинки, молодого выпускника Академии художеств, превращая его из обычного частного дома в парадный аристократический особняк. За этот проект Глинка получил звание академика.
В перестроенном здании в 1831 году, уже после смерти Николая Румянцева, его брат Сергей открывает первый в России частный общедоступный музей и библиотеку. После переезда музея в Москву в 1861 году особняк снова переходит из рук в руки; новые хозяева многократно меняют интерьеры, но не трогают фасады. В 1938 году в бывшем особняке Румянцева открывается Музей истории и развития Ленинграда.
Серьезные проблемы с парадным фасадом возникли у здания еще в конце XIX века: портик и стена дома все больше отклонялись от вертикали. Архитекторы, приглашенные тогдашними владельцами, пытались подпереть фасадную стену массивным кирпичным сводчатым тамбуром, крыша которого одновременно служила открытым балконом второго этажа. В таком виде фасад особняка дошел до наших дней.
Главные задачи, стоявшие перед современными реставраторами, тоже касались укрепления фасада, что, по мнению специалистов, напрямую связано с проблемой укрепления фундамента всего здания. «Близость Невы, неоднократные в течение года наводнения размывали грунт, основания фундаментов портились. Это все тянулось на протяжении столетий, — рассказал нашему изданию Александр Леонтьев, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). — Несколько владельцев пытались с этим бороться, а в этом веке уже серьезно пришлось заниматься фактически прикреплением стены к поперечным стенам, отходящим в глубь двора. Нам удалось справиться со всеми проблемами».
Реставраторы укрепили фундаменты, закрепили стены, восстановили чугунное ограждение балкона в тимпане и гранитный цоколь, выполнили штукатурные работы. Особенной реставрации потребовал барельеф «Аполлон Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», выполненный в начале XIX века скульптором Иваном Мартосом по проекту Василия Глинки. Часть гипсовой лепнины была утрачена — реставраторы восстанавливали детали в соответствии с рисунками Мартоса. Последний штрих — возвращение на парадный фасад золоченых букв в надписи «От Государственного канцлера графа Румянцова на благое просвещение» — ожидается к концу 2022 года.