18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908.  Фрагмент. Фото: Институт восточных рукописей РАН
Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908. Фрагмент.
Фото: Институт восточных рукописей РАН

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

В основу выставки «Всеобщий язык» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина положен библейский сюжет о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Утратив единый язык и рассеявшись по земле, на протяжении всей своей истории люди, теперь уже говорящие на разных языках, учатся искать способы понять друг друга. Эту идею кураторская команда в составе Татьяны Горяевой, Александры Даниловой и Марии Тиминой представляет, показав все богатство языков и ликов мира с помощью произведений искусства, рукописей, книг и разного рода артефактов, которые отражают историю письменности и ее роль в развитии цивилизации.

Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка включает семь разделов. Языки и лики мира — это памятники письменности, учитывая самые древние или редкие примеры, такие как таблички ронго-ронго с острова Пасхи, а также портреты, созданные в разные эпохи и в разных частях света, от ренессансной Германии до Персии эпохи Каджаров и русского купеческого Поволжья XIX столетия. В отдельные разделы выделены «Священные книги» — главные тексты крупнейших мировых религий — и «Благопожелания» в виде разнообразных предметов, на которые нанесены изображения или ритуальные знаки. Разделы «Повседневные договоренности» и «Дипломатия» посвящены попыткам — которым столько же тысячелетий, сколько и человечеству, — на разных уровнях договориться друг с другом. Здесь можно увидеть новгородские берестяные грамоты и египетские папирусы, посольские дары, ноты протеста и мирные договоры. Дипломатами нередко были художники и поэты, среди которых три героя выставки: Питер Пауль Рубенс, князь Григорий Гагарин и Федор Тютчев. Объединяться миру помогали и путешествия, которым посвящен отдельный раздел.

Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Искусство понимать друг друга — тема безбрежная. Для выставки режиссер Андрей Сильвестров снял три видеоинсталляции, героями которых стали сотрудники музея, по замыслу кураторов выступающие в качестве связующего звена между искусством и зрителем. Еще одно измерение в поисках всеобщего языка — выход за пределы визуальности в другие жанры искусств. Будут также показаны три спектакля, каждый из которых является поиском языковой, технологической и эстетической общности между музеем и театром. К выставке приурочен музыкальный фестиваль «Искусство перевода», объединяющий в три однодневных цикла восемь музыкальных программ, построенных как диалог различных культур, эпох, языков и стилей.

Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки объединили усилия более двух десятков самых разных институций, государственных и частных, среди них Российская государственная библиотека, Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея, фонды Марджани, Владимира Потанина и «Синара», фестиваль «Золотая маска» и многие другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Всеобщий язык»
16 декабря — 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+