18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Антиквары отмечают эпоху Екатерины Великой выставкой в Твери

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея

В Тверской областной картинной галерее открылась выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха» — очередной совместный проект галереи и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров

«Екатерина II. Прекрасная эпоха» — это новый этап (и 20-е мероприятие) региональной выставочной программы Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) «Большое искусство — большой России», стартовавшей в 2013 году, в рамках которой прошли показы в Твери, Плёсе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе. Экспонаты на выставку предоставили 12 московских и петербургских галерей и частных собраний — членов МКААД и 2 частные коллекции — партнеры конфедерации.

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея

Екатерининская выставка очень органична для Тверской областной картинной галереи: здание, в котором она располагается, было построено в 1763–1778 годах как путевой дворец Екатерины II и впоследствии играло роль главной императорской резиденции на пути между двумя столицами. В начале XIX века дворец, перестроенный Карлом Росси по проектам, утвержденным лично Александром I, стал свадебным подарком императора его сестре Екатерине Павловне и ее резиденцией, одним из центров культурной и светской жизни России того времени. Коллекция музея начала формироваться в 1866 году и сегодня насчитывает более 50 тыс. единиц хранения: древнерусское искусство XIV–XVII веков, русская живопись, графика и скульптура XVIII–XX веков, западноевропейское искусство XV–XX веков, декоративно-прикладное искусство России, Европы, Востока.

Наборный комод с бронзовыми накладками. Конец XVIII в. Фото: Собрание М.А. Суслова, Санкт-Петербург
Наборный комод с бронзовыми накладками. Конец XVIII в.
Фото: Собрание М.А. Суслова, Санкт-Петербург

Но выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха», представляющая более 80 экспонатов, — это не комментарий к коллекции тверской галереи, а проект абсолютно самостоятельный. По словам ее куратора Александра Киселева, руководителя Галереи искусств «Даев, 33», хронологические рамки выставки и эпохи символически определены двумя персонами: портреты Екатерины II ее открывают, а портрет великого князя Павла Петровича в младенчестве — завершает.

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея

Основа экспозиции — портретные изображения, и образу императрицы здесь уделено первостепенное внимание. Можно сравнить варианты классического парадного портрета Екатерины работы Иоганна Баптиста Лампи Старшего 1793 года из собраний антикварного салона «На Патриарших» и антикварного салона «Русский модернъ» с уменьшенной копией ее эрмитажного портрета кисти Лампи 1793 года («Русская антикварная галерея») или с портретом работы Иоганна Кристофа Шютце, где императрица изображена в год восшествия на престол, 1762-й (антикварный салон «Богема»). Можно изучить иконографию Екатерины на многочисленных гравированных портретах, выполненных в различные годы ее царствования: самодержица всероссийская прекрасно понимала значение тиражной графики как средства популяризации. Царственный облик запечатлен на миниатюрах, бронзовом медальоне в образе Минервы (галерея «Византия»), гипсовом барельефе, в гарднеровском фарфоре и терракоте Императорского фарфорового завода (салон «Меандр-Антик»).

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея

С императрицей связано и распространение почитания образа святой великомученицы Екатерины. На выставке это иллюстрируют иконы из собраний Василия Литвякова и галереи «Кардашиди-арт».

Герои той эпохи сопровождают свою императрицу. Здесь портрет Григория Потемкина, всесильного фаворита и фактического соправителя Екатерины, (Кристоф Фридрих Рейнгольд Лисиевский, 1789) и портрет пришедшего ему на смену последнего фаворита императрицы Платона Зубова (неизвестный художник, копия с оригинала Лампи, конец XVIII века, собрание Елены Шавыриной). Сражения русского флота — одна из замечательных страниц екатерининской эпохи. О них напоминают портрет победителя шведов адмирала Василия Чичагова (неизвестный художник, конец XVIII — начало XIX века, собрание Сергея и Татьяны Подстаницких), уникальная сюита из четырех гравюр, посвященных победе в Чесменском сражении (собрание Игоря Скибы), а также портрет Алексея Орлова-Чесменского, командовавшего русским флотом в этой битве с турецкой эскадрой и в свое время принимавшего участие в заговоре, который возвел Екатерину на трон (неизвестный художник, 1807–1808).

Кэнот Пьер Чарльз и Уоттс Уильям по оригиналам Пэтона Ричарда. «Сюита 4. Сражение при Чесме». Фото:
Кэнот Пьер Чарльз и Уоттс Уильям по оригиналам Пэтона Ричарда. «Сюита 4. Сражение при Чесме».

Не только ближний круг императрицы, не только блистательные парадные портреты — замечательную возможность понять эпоху дает искусство камерного портрета, в частности представленная на выставке коллекция из шести фамильных портретов дворян из рода Юреневых, проживавших в XVIII–ХХ веках в Тверской губернии (собрание Михаила Перченко и Елены Юреневой). В этом же ряду — не боявшийся рисковать русский купец и дипломат Арвид Виттфоот, первым наладивший торговые связи России с американским континентом (Адольф Ульрик Вертмюллер, 1789), опытный царедворец, обер-прокурор Синода, участник дворцового переворота 1762 года и суда над Пугачевым Всеволод Алексеевич Всеволожский (неизвестный художник, 1770-е), а также замечательные «Портрет неизвестного в рединготе с красным воротником» (Дмитрий Левицкий, 1790-е) и «Портрет дворянина тверского наместничества» (Владимир Боровиковский, 1790-е), «Портрет неизвестного в мундире императорского пажа» (Карл Людвиг Христинек, 1780) и портрет Натальи Зубовой, жены старшего брата императорского фаворита (неизвестный художник, 1790-е, копия с работы Лампи).

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея

Образ и дух екатерининской эпохи прекрасно иллюстрируются биографиями ее героев (за подробные экспликации организаторы выставки заслуживают отдельной благодарности), но произведения, посвященные знаменательным событиям, дополняют впечатление. Это и гравюра «Обелиск „Румянцова победам“» (1799), и акварель работы Гавриила Сергеева «Внутренний вид церкви Святой Софии в Константинополе» (1794), и план столичного города Москвы 1762 года (галерея Андрея Дзамашвили), так же как редкие образцы палисандровой, выполненной в технике маркетри мебели XVIII века (из собрания Михаила Суслова).

Тверская областная картинная галерея
«Екатерина II. Прекрасная эпоха»
До 26 февраля 2023 года

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+