«Екатерина II. Прекрасная эпоха» — это новый этап (и 20-е мероприятие) региональной выставочной программы Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) «Большое искусство — большой России», стартовавшей в 2013 году, в рамках которой прошли показы в Твери, Плёсе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе. Экспонаты на выставку предоставили 12 московских и петербургских галерей и частных собраний — членов МКААД и 2 частные коллекции — партнеры конфедерации.
Екатерининская выставка очень органична для Тверской областной картинной галереи: здание, в котором она располагается, было построено в 1763–1778 годах как путевой дворец Екатерины II и впоследствии играло роль главной императорской резиденции на пути между двумя столицами. В начале XIX века дворец, перестроенный Карлом Росси по проектам, утвержденным лично Александром I, стал свадебным подарком императора его сестре Екатерине Павловне и ее резиденцией, одним из центров культурной и светской жизни России того времени. Коллекция музея начала формироваться в 1866 году и сегодня насчитывает более 50 тыс. единиц хранения: древнерусское искусство XIV–XVII веков, русская живопись, графика и скульптура XVIII–XX веков, западноевропейское искусство XV–XX веков, декоративно-прикладное искусство России, Европы, Востока.
Но выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха», представляющая более 80 экспонатов, — это не комментарий к коллекции тверской галереи, а проект абсолютно самостоятельный. По словам ее куратора Александра Киселева, руководителя Галереи искусств «Даев, 33», хронологические рамки выставки и эпохи символически определены двумя персонами: портреты Екатерины II ее открывают, а портрет великого князя Павла Петровича в младенчестве — завершает.
Основа экспозиции — портретные изображения, и образу императрицы здесь уделено первостепенное внимание. Можно сравнить варианты классического парадного портрета Екатерины работы Иоганна Баптиста Лампи Старшего 1793 года из собраний антикварного салона «На Патриарших» и антикварного салона «Русский модернъ» с уменьшенной копией ее эрмитажного портрета кисти Лампи 1793 года («Русская антикварная галерея») или с портретом работы Иоганна Кристофа Шютце, где императрица изображена в год восшествия на престол, 1762-й (антикварный салон «Богема»). Можно изучить иконографию Екатерины на многочисленных гравированных портретах, выполненных в различные годы ее царствования: самодержица всероссийская прекрасно понимала значение тиражной графики как средства популяризации. Царственный облик запечатлен на миниатюрах, бронзовом медальоне в образе Минервы (галерея «Византия»), гипсовом барельефе, в гарднеровском фарфоре и терракоте Императорского фарфорового завода (салон «Меандр-Антик»).
С императрицей связано и распространение почитания образа святой великомученицы Екатерины. На выставке это иллюстрируют иконы из собраний Василия Литвякова и галереи «Кардашиди-арт».
Герои той эпохи сопровождают свою императрицу. Здесь портрет Григория Потемкина, всесильного фаворита и фактического соправителя Екатерины, (Кристоф Фридрих Рейнгольд Лисиевский, 1789) и портрет пришедшего ему на смену последнего фаворита императрицы Платона Зубова (неизвестный художник, копия с оригинала Лампи, конец XVIII века, собрание Елены Шавыриной). Сражения русского флота — одна из замечательных страниц екатерининской эпохи. О них напоминают портрет победителя шведов адмирала Василия Чичагова (неизвестный художник, конец XVIII — начало XIX века, собрание Сергея и Татьяны Подстаницких), уникальная сюита из четырех гравюр, посвященных победе в Чесменском сражении (собрание Игоря Скибы), а также портрет Алексея Орлова-Чесменского, командовавшего русским флотом в этой битве с турецкой эскадрой и в свое время принимавшего участие в заговоре, который возвел Екатерину на трон (неизвестный художник, 1807–1808).
Не только ближний круг императрицы, не только блистательные парадные портреты — замечательную возможность понять эпоху дает искусство камерного портрета, в частности представленная на выставке коллекция из шести фамильных портретов дворян из рода Юреневых, проживавших в XVIII–ХХ веках в Тверской губернии (собрание Михаила Перченко и Елены Юреневой). В этом же ряду — не боявшийся рисковать русский купец и дипломат Арвид Виттфоот, первым наладивший торговые связи России с американским континентом (Адольф Ульрик Вертмюллер, 1789), опытный царедворец, обер-прокурор Синода, участник дворцового переворота 1762 года и суда над Пугачевым Всеволод Алексеевич Всеволожский (неизвестный художник, 1770-е), а также замечательные «Портрет неизвестного в рединготе с красным воротником» (Дмитрий Левицкий, 1790-е) и «Портрет дворянина тверского наместничества» (Владимир Боровиковский, 1790-е), «Портрет неизвестного в мундире императорского пажа» (Карл Людвиг Христинек, 1780) и портрет Натальи Зубовой, жены старшего брата императорского фаворита (неизвестный художник, 1790-е, копия с работы Лампи).
Образ и дух екатерининской эпохи прекрасно иллюстрируются биографиями ее героев (за подробные экспликации организаторы выставки заслуживают отдельной благодарности), но произведения, посвященные знаменательным событиям, дополняют впечатление. Это и гравюра «Обелиск „Румянцова победам“» (1799), и акварель работы Гавриила Сергеева «Внутренний вид церкви Святой Софии в Константинополе» (1794), и план столичного города Москвы 1762 года (галерея Андрея Дзамашвили), так же как редкие образцы палисандровой, выполненной в технике маркетри мебели XVIII века (из собрания Михаила Суслова).
Тверская областная картинная галерея
«Екатерина II. Прекрасная эпоха»
До 26 февраля 2023 года