18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жабы, пауки и ящерицы стали героями выставки в Рейксмузеуме

Заспиртованные препараты из коллекции Альбертуса Себа. Фото: Museum für Naturkunde
Заспиртованные препараты из коллекции Альбертуса Себа.
Фото: Museum für Naturkunde
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

На протяжении пяти столетий отношение людей к «гадам ползучим» менялось от ужаса до восхищения — об этом рассказывает выставка в амстердамском музее, начинающаяся рисунком Альбрехта Дюрера и завершающаяся паучьей скульптурой Томаса Сарасено

Рейксмузеум кишит сотнями разноцветных бабочек, мохнатых пауков и блестящих жаб. Более 140 картин, скульптур, книг и научных образцов отражают постоянно меняющееся восприятие ползучих существ в искусстве и науке на выставке с подзаголовком «От ужаса к восхищению». Напомним, что, согласно Библии, «гады» — это все пресмыкающиеся, обитающие на земле и в воде, животные, ползающие «на чреве» или, напротив, многоножки; все они долго считались нечистыми, и к ним заодно могли быть причислены мыши и крысы.

Альбрехт Дюрер. «Жук-олень». 1505. Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum
Альбрехт Дюрер. «Жук-олень». 1505.
Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum

История меняющегося отношения к «гадам» начинается на выставке с рисунка жука 1505 года Альбрехта Дюрера и «Головы Медузы» 1617–1618 годов Питера Пауля Рубенса. Постепенно возникавший интерес к насекомым, змеям, жабам и ящерицам породил в XVII веке новый жанр живописи — sottobosco, изображение растений и животных лесной подстилки.

Питер Пауль рубенс. Голова Медузы. 1617–1618. Фрагмент. Фото: Moravian Gallery
Питер Пауль рубенс. Голова Медузы. 1617–1618. Фрагмент.
Фото: Moravian Gallery

Изобретатель жанра Отто Марсеус ван Схрик даже сам разводил рептилий, земноводных и насекомых. В те времена наука и искусство не были строго разделены — удивительные существа в банках и слепки с них становились равноправными, наряду с серебром, фарфором и миниатюрной живописью, экспонатами кунсткамер. Натуралист Мария Сибилла Мериан (1647–1717) отправилась в Суринам, чтобы изучить и задокументировать метаморфозы насекомых. Сейчас несколько ее рисунков из коллекции королевы Елизаветы II показаны на выставке.

Объект Томаса Сарасено на выставке «Гады ползучие» в Рейксмузеуме. Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum
Объект Томаса Сарасено на выставке «Гады ползучие» в Рейксмузеуме.
Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum

В ХХ веке наука и искусство наконец осознали, что «низшие формы жизни» играют решающую роль в экологии Земли, и ныне подвергают отношения между людьми и другими живыми существами критическому пересмотру. Кульминацией выставки является объект Томаса Сарасено — скульптура, занимающая целую галерею и созданная четырьмя видами пауков. Художник вместе с сообществом арахнофилов обратился к руководству музея, и теперь до конца работы выставки использование пылесосов в залах ограничено, чтобы пауки могли спокойно бегать по Рейксмузеуму и плести свои сети.

Рейксмузеум
«Гады ползучие»
До 15 января 2023

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+