18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жабы, пауки и ящерицы стали героями выставки в Рейксмузеуме

Заспиртованные препараты из коллекции Альбертуса Себа. Фото: Museum für Naturkunde
Заспиртованные препараты из коллекции Альбертуса Себа.
Фото: Museum für Naturkunde
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

На протяжении пяти столетий отношение людей к «гадам ползучим» менялось от ужаса до восхищения — об этом рассказывает выставка в амстердамском музее, начинающаяся рисунком Альбрехта Дюрера и завершающаяся паучьей скульптурой Томаса Сарасено

Рейксмузеум кишит сотнями разноцветных бабочек, мохнатых пауков и блестящих жаб. Более 140 картин, скульптур, книг и научных образцов отражают постоянно меняющееся восприятие ползучих существ в искусстве и науке на выставке с подзаголовком «От ужаса к восхищению». Напомним, что, согласно Библии, «гады» — это все пресмыкающиеся, обитающие на земле и в воде, животные, ползающие «на чреве» или, напротив, многоножки; все они долго считались нечистыми, и к ним заодно могли быть причислены мыши и крысы.

Альбрехт Дюрер. «Жук-олень». 1505. Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum
Альбрехт Дюрер. «Жук-олень». 1505.
Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum

История меняющегося отношения к «гадам» начинается на выставке с рисунка жука 1505 года Альбрехта Дюрера и «Головы Медузы» 1617–1618 годов Питера Пауля Рубенса. Постепенно возникавший интерес к насекомым, змеям, жабам и ящерицам породил в XVII веке новый жанр живописи — sottobosco, изображение растений и животных лесной подстилки.

Питер Пауль рубенс. Голова Медузы. 1617–1618. Фрагмент. Фото: Moravian Gallery
Питер Пауль рубенс. Голова Медузы. 1617–1618. Фрагмент.
Фото: Moravian Gallery

Изобретатель жанра Отто Марсеус ван Схрик даже сам разводил рептилий, земноводных и насекомых. В те времена наука и искусство не были строго разделены — удивительные существа в банках и слепки с них становились равноправными, наряду с серебром, фарфором и миниатюрной живописью, экспонатами кунсткамер. Натуралист Мария Сибилла Мериан (1647–1717) отправилась в Суринам, чтобы изучить и задокументировать метаморфозы насекомых. Сейчас несколько ее рисунков из коллекции королевы Елизаветы II показаны на выставке.

Объект Томаса Сарасено на выставке «Гады ползучие» в Рейксмузеуме. Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum
Объект Томаса Сарасено на выставке «Гады ползучие» в Рейксмузеуме.
Фото: Olivier Middendorp/Rijksmuseum

В ХХ веке наука и искусство наконец осознали, что «низшие формы жизни» играют решающую роль в экологии Земли, и ныне подвергают отношения между людьми и другими живыми существами критическому пересмотру. Кульминацией выставки является объект Томаса Сарасено — скульптура, занимающая целую галерею и созданная четырьмя видами пауков. Художник вместе с сообществом арахнофилов обратился к руководству музея, и теперь до конца работы выставки использование пылесосов в залах ограничено, чтобы пауки могли спокойно бегать по Рейксмузеуму и плести свои сети.

Рейксмузеум
«Гады ползучие»
До 15 января 2023

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+