18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Один из полутора миллиардов, но все же сам по себе

Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия). Фото: National Gallery of Victoria
Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия).
Фото: National Gallery of Victoria
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Не так уж мало современных китайских художников добились внимания к себе со стороны мирового арт-сообщества. Хотя далеко не всех публика знает по имени. Ай Вэйвэя, автора новой книги мемуаров, знает наверняка

Известнейший китайский художник Ай Вэйвэй выпустил мемуары «1000 лет радостей и печалей», которые теперь изданы на русском языке «Альпиной нонфикшн». В своем эпическом повествовании он проследил историю Китая за последние 100 с лишним лет на примере собственной семьи. И начал с 1910 года, когда в зажиточной крестьянской семье родился его отец, впоследствии выдающийся китайский поэт Ай Цин. В 1950-м, на пике карьеры, тот возглавлял «Жэньминь вэньсюэ» — главное издание Всекитайской ассоциации литературы и искусства, жил в Пекине в роскошных апартаментах, имел прислугу. Так что Ай Вэйвэй появился на свет в 1957-м в атмосфере достатка и благополучия.

Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.
Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.

Зато в 1960-е, в период «культурной революции», семья хлебнула горя: их сослали в трудовой лагерь в пустыне Гурбантюнгут (в «маленькую Сибирь»), поселили в землянке; отец мыл общественные туалеты и каждый день на политинформации каялся в грехах перед двумя сотнями человек. По сравнению с условиями, в которых Ай Вэйвэй жил со своих 10 до 15 лет, то есть до реабилитации отца, антиутопия Оруэлла кажется милой детской сказкой. Будущий художник вырос стоиком. Как и его отец, он безмерно одарен: его неукротимая энергия проявляется не только в масштабных инсталляциях, но и в фотографии, кинодокументалистике, архитектуре, теперь вот в мемуарах.

В юности он хотел стать мультипликатором и был в числе первых китайских студентов, отправившихся в 1981-м учиться в США. Спустя 13 лет, так и не окончив колледж и не сумев пробиться на арт-сцене, он вернулся на родину. Именно в Китае к нему пришла международная известность. В 1999-м он участвовал в Венецианской биеннале, а в 2010-м в Турбинном зале Тейт Модерн разбросал на полу 100 млн раскрашенных вручную фарфоровых семечек, тем самым продемонстрировав почти безграничные производственные возможности Китая (семечки изготовило 1,6 тыс. ремесленников).

Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017. Фото: Ai Weiwei studio
Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017.
Фото: Ai Weiwei studio

На родине проявился еще один талант Ай Вэйвэя: он обладает необычайным социальным темпераментом и нетерпим к коррупции и лжи во власти. В середине 2000-х он стал популярным в Китае блогером и прославился, в частности, тем, что собрал и опубликовал имена 4851 ребенка, погибшего при землетрясении в провинции Сычуань в 2008 году. Художник связал их смерть с коррупцией и некачественным строительством школьных зданий.

После этого скандала Коммунистическая партия Китая объявила Ай Вэйвэя личным врагом. За ним установили слежку, его арт-проекты были заморожены, а построенная близ Шанхая мастерская — снесена. В 2011 году художника арестовали прямо в аэропорту, когда он улетал на открытие выставки в Гонконг. Всепланетная акция солидарности с ним стала беспрецедентной для художественного мира. В нее были вовлечены крупнейшие музеи и знаменитые художники; тысячи людей в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и других городах устраивали сидячие забастовки перед китайскими посольствами (акция «1001 стул для Ай Вэйвэя»). Спустя два с половиной месяца художника выпустили, а в 2015-м разрешили покинуть страну.

Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.  Фото: Guggenheim Museum
Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.
Фото: Guggenheim Museum

Мемуары написаны с ощутимой страстью, от них трудно оторваться. Они дают представление о таком Китае, который неизвестен широкой публике. Речь не только о бесчеловечном коммунистическом прошлом, но и о капиталистическом настоящем. Китайское экономическое чудо художника совсем не очаровало. По его мнению, государственная машина, как и во времена Мао, подавляет инакомыслие и безжалостна к идеологическим противникам. Ничем хорошим это не закончится, полагает автор. Учитывая, что в октябре 2022 года Си Цзиньпин в третий раз избран главой ЦК КПК и речь заходит о его пожизненном правлении, не исключено, что диссидентский пафос Ай Вэйвэя может оказаться пророческим.

И вторая причина, почему книгу надо прочесть: она создает важный международный контекст для российского искусства. Исподволь читателю становится понятно, что и Pussy Riot, и Петр Павленский — это не проявления посконного скоморошества, а вполне себе генеральная линия contemporary art, на стыке искусства, политики и медиа.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+