18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Элис Нил и ее богемные герои в Центре Помпиду

Элис Нил. «Пегги». 1949. Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
Элис Нил. «Пегги». 1949.
Фото: Malcolm Varon/The Estate of Alice Neel and of L.A. Louver, Venice, California
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Пока нью-йоркские коллеги Элис Нил спорили о будущем абстракции, она изображала их самих. В Париже показывают огромную выставку американской художницы, которая в своих портретах зафиксировала весь ХХ век, причем в неизменно фигуративной манере

Героиня картины Элис Нил «Марксистка» («Ирен Песликис») (1972) — основательница Нью-Йоркского института феминистского искусства — восседает в потрепанном фиолетовом кресле словно величественная императрица всея богемы. Правая нога Песликис закинута на подлокотник, а поднятая вверх рука обнаруживает небритую подмышку. Ее темно-карие глаза смотрят на нас в упор уязвимым, но не заигрывающим взглядом, как будто бы она боится спросить: «А кто вы вообще такие?».

В числе ее соседей — две девочки-школьницы, редактор журнала Life Дэвид Бурдон (который, по словам Нил, мурлыкал словно «кот, получивший сливки») и легендарный хранитель секретов и сплетен квирного Манхэттена Грегори Батткок (чье суровое выражение лица странным образом напоминает лицо «астурийского шахтера»). В экспозицию вошло 70 портретов друзей Элис Нил, ее сыновей, их бывших девушек, одиночек, отщепенцев, призывников, революционеров, будущих матерей, поэтов, музейных кураторов и незнакомцев с улицы. Это настоящий биографический словарь человеческого карнавала, целая жизнь в искусстве.

Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972. Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro
Элис Нил. «Марксистка» («Ирен Песликис»). 1972.
Фото: The Estate of Alice Neel, David Zwirner and Victoria Miro

Элис Нил родилась 28 января 1900 года (художница любила говорить, что она «на четыре недели младше века») и была, пожалуй, самой проницательной и глубокой исследовательницей человеческой природы этого бурного столетия американской истории. Она продолжала писать вплоть до момента, когда в 1984 году Роберт Мэпплторп сделал ее призрачную фотографию (вошедшую в парижскую экспозицию), на которой художница изображена всего за неделю до смерти.

Еще одно произведение в экспозиции, авторства Дженни Хольцер, представляет собой замечательный штрих к биографии Нил. В 1955 году, когда к ней пришли сотрудники ФБР, чтобы допросить ее о связях с коммунистической партией, она безуспешно пыталась усадить их позировать для картины.

Сказать, что Элис Нил сейчас в моде, — это не сказать ничего. Прошлым летом «Люди в первую очередь» — крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива Нил в Нью-Йорке — полностью заняла несколько галерей в Метрополитен-музее. Газета The New York Times писала, что Нил «не уступает, а возможно, и превосходит таких художников, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон» (сильное заявление) и «просто обречена на культовый статус уровня Винсента ван Гога и Дэвида Хокни» (еще сильнее). Позднее «Люди в первую очередь» побывали в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Музее Де Янга в Сан-Франциско и везде неизменно получали самые восторженные отзывы. В феврале следующего года парижская выставка отправится в лондонскую художественную галерею Barbican в чуть измененном формате и под новым названием «С пылу с жару». Это выражение взято из манифеста Нил: «В числе причин, почему я занималась живописью, было желание ухватить жизнь как она есть, с пылу с жару». Ее картины производят именно такое впечатление.

Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду. Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou
Выставка Элис Нил «Внимательный взгляд» в Центре Помпиду.
Фото: Hélène MAURI/Centre Pompidou

Еще более выдающимися картины Элис Нил делает ее непоколебимая верность фигуративности — во времена, когда ньюйоркцы не могли определиться, за чем же все-таки будущее модернизма: за живописью действия, поп-артом, минимализмом, хеппенингом или чем-то другим. Пока они спорили, она их писала. На нежном портрете тощего Энди Уорхола, созданном в 1970-м, через два года после того, как в него стреляла Валери Соланас, изувеченная и обвисшая кожа на его грудной клетке едва держится на швах. Он задумчиво закрыл глаза, словно святой мученик. «Энди Уорхол» входит в число портретов Нил, которые выглядят незавершенными, но именно в этой незавершенности заключается их бесспорное совершенство.

Еще один такой портрет — «Чернокожий призывник» («Джеймс Хантер») (1965), изображающий молодого человека, только что призванного в армию, после того как президент Линдон Джонсон резко увеличил численность наземных ­войск во Вьетнаме. Его лицо, отмеченное выражением рассеянности и потерянности, и рука, поддерживающая голову, написаны яркими цветами, в остальном фигура лишь намечена контуром. Когда Хантер не пришел в мастерскую Нил на вторую сессию позирования, она объявила, что портрет закончен — как образ надежд юности, дела, которое было начато с вниманием и энтузиазмом, но так и не было завершено. Это посвящение целому поколению, не вернувшемуся с войны во Вьетнаме.

Особенность заинтересованного и сочувствующего взгляда Элис Нил объясняется еще и выбором героев ее прямолинейных портретов с трогательными припухшими глазами и головами, которые неизменно крупнее, чем должны были бы быть. Они похожи на диких детей в мире взрослых, они любопытные и живые. «В политике и в жизни меня всегда привлекают неудачники, аутсайдеры», — писала художница.

Центр Помпиду
«Элис Нил. Внимательный взгляд»
До 16 января 2023

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+