Правоохранительные органы Германии, как сообщает прокуратура Дрездена, обнаружили значительную часть предметов, похищенных 25 ноября 2019 года из дрезденского музея «Зеленые своды», где хранится уникальная коллекция украшений и произведений декоративно-прикладного искусства из собрания саксонских королей. Генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Марион Аккерман назвала эту новость «настоящим рождественским чудом».
Помимо предсказуемой радости, новость об обретении экспонатов вызвала сильное удивление у экспертов, так как большинство из них были уверены, что украшения незамедлительно разобрали на лом и продали, как это случилось с предыдущей добычей этой же банды — гигантской золотой монетой из Музея Боде, от которой нашли только опилки. Предполагалось, что бриллианты уже успели вынуть из оправ и переогранить, лишив их весьма узнаваемой огранки XVIII века. Страховая стоимость похищенных драгоценностей составила €113,8 млн, но в целом эксперты их оценивали в €1 млрд, учитывая их историческую значимость.
Вопросы вызывает объявленное число найденных вещей. Известно, что в 2019 году было украдено около 20 предметов, созданных для курфюрста Саксонии Августа Сильного и его семьи: 11 целых украшений, фрагменты украшений и несколько бриллиантовых пуговиц. При этом сейчас власти Дрездена сообщают, что по результатам первичного осмотра они насчитали 31 предмет и лишь несколько из них выглядят целыми. Уже известно, что неразобранными, таким образом, осталось украшение для шляп (так называемый хвост цапли) и знак польского ордена Белого орла. Однако несколько украшений найти не удалось. По предварительной информации, это эполет со знаменитым «Саксонским белым» бриллиантом в 50 карат и большой бант королевы Амалии-Августы, насчитывавший 700 бриллиантов.
Найденные бриллианты доставлены в Дрезден, где сначала они пройдут судебную экспертизу, после чего их осмотрят специалисты Государственных художественных собраний Дрездена, которые должны подтвердить подлинность предметов.
Уточнять, где именно были найдены украшения, представитель полиции и прокуратуры не стал в связи с продолжающимся судебным делом, очередная фаза которого должна завершиться 20 декабря.
Как сообщает издание Deutsche Welle, по словам представителя правоохранительных органов, обнаружению предметов предшествовали переговоры с адвокатами обвиняемых, то есть речь идет о сделке по смягчению приговора. Согласно данным Spiegel TV, передача бриллиантов состоялась в юридической фирме в Западном Берлине.
Процесс начался в январе этого года. На скамье подсудимых оказались несколько родственников, мужчин в возрасте от 23 до 28 лет, членов группировки турецко-ливанского происхождения (так называемый клан Реммо).
Судебный процесс проходит в Уголовном суде по делам несовершеннолетних Окружного суда Дрездена, поскольку двоим из обвиняемых на момент совершения преступления не исполнилось 21 года. Двое подсудимых уже отбывают четыре с половиной года тюрьмы за кражу в 2017 году золотой монеты «Большой кленовый лист» весом 100 кг и стоимостью £4 млн из берлинского Музея Боде. Издание Frankfurter Allgemeine сообщает, что бесспорным доказательством четверых обвиняемых стали следы их ДНК. А вот пятый образец ДНК — частичный, и полностью указать на конкретного обвиняемого он не может, так как члены клана Реммо — кровные родственники, пишет издание MDR Sachsen.
В начале этого года немецкая пресса сообщала, что по делу на тот момент имелось уже 65 томов материалов и в нем принимало участие 14 адвокатов, 3 представителя прокуратуры, представители суда по делам несовершеннолетних и десятки свидетелей. В отношении еще 40 подозреваемых, среди которых четверо охранников сокровищницы и четверо возможных пособников преступной группировки, велось дальнейшее расследование. В мае седьмой подозреваемый был арестован прямо в зале суда: он без опаски пришел «поболеть» за кузенов-сообщников на скамье обвиняемых.
Среди интересных деталей, обнародованных в суде за этот год, новость о том, что оконные решетки музея были подпилены заранее, но никто этого не успел заметить, так как подпилы были замаскированы. До сих пор расследуется, почему не сработала сигнализация, но участие охранников музея в итоге доказано не было.